В детстве склонен к простудным заболеваниям. Легко погружается в мрачное настроение из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. И наоборот: приятные слова, новая вещь, хорошая новость могут поднять настроение, придать веселый тон разговору до очередной «неприятности».
Доминирующие черты:
- ярко выраженная изменчивость настроения — слишком часто и чрезмерно круто — от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов;
- зависимость сна, аппетита, работоспособности и общительности от настроения;
- тонкая восприимчивость отношения к себе окружающих даже при поверхностном контакте;
- искренность, привязанность и глубина чувств к проявляющим к нему любовь, внимание и заботу;
- сочетание чрезмерной эмоциональности с вегетативной лабильностью: легко краснеет и бледнеет, меняются часто-та сердечных сокращений и дыхания, величина артериального давления крови;
- неспособность скрывать свои чувства: настроение всегда написано на лице;
- избегание каких-либо эксцессов и лидерства;
- тяжелая переносимость утраты или отвержения со стороны значимых лиц;
- искренность и меткость самооценки черт своего характера.
Привлекательные черты:
- глубина чувств и искренняя привязанность к тем, с кем находится в хороших отношениях, кого любит и о ком заботится;
- независимость привязанности от изменчивости своего настроения;
- общительность, добродушие, чуткость, отзывчивость в периоды приподнятого настроения.
Отталкивающие черты:
- в периоды подавленного настроения — раздражительность, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль, склонность к конфликтности и драчливости;
- во время простого разговора может вспыхнуть, навернутся слезы, готов сказать что-то дерзкое и обидное.
Особенности общения и дружбы:
- все зависит от настроения: рад, доволен жизнью — контакты устанавливает с большим желанием; огорчен, не удовлетворен жизнью — контакты сокращаются;
- настроение меняется от самой незначительной реплики друга: простое замечание в его адрес может вызвать депрессию, привести к разрыву дружеских отношений; и напротив, слова друга могут значительно улучшить настроение, вызвать бурный прилив энергии, желание сделать что-то хорошее для него;
- интуитивно чувствует хороших и плохих людей;
- предпочитает дружить с теми, кто в периоды спада его настроения способен отвлечь, утешить, развеселить, при нападках других — заступиться, защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье;
- чутко реагирует на знаки внимания, благодарность, похвалу и поощрение, которым искренне рад, но это не переходит в заносчивость и самодовольство.
Отношение к учебе и работе:
- характерны крайняя изменчивость, непредсказуемость поведения и реагирования на реплики педагога и родителей: в ответ на замечания может рассмеяться и радостно взяться за исправление указанной ошибки, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиниться законным требованиям;
- знания поверхностны и бессистемны, т.к. не может управлять сам собой и не поддается управлению со стороны педагогов и родителей;
- периоды резкого изменения настроения не подвластны никому;
- занимаясь интересным, увлекательным и ненадоедающим делом или работой, в состоянии переключиться и забыть о своем плохом настроении.
Конфликтогенные ситуации:
- эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей;
- утрата близких и разлука с теми, к кому привязан;
- ущемление чувства собственного достоинства;
- полная дисгармония его настроению (он страдает, а всем почему-то весело);
- отсутствие успеха, внимания, признания;
- угроза наказания, страх перед кем-либо или чем-либо;
- критика его самого или его поведения;
- сильная конкуренция.
С детства высокая чувствительность к громким звукам, яркому свету, из-за чего частые капризы, плач, плохие сон и аппетит, боязнь всего. Его быстро утомляет даже небольшое количество людей, поэтому стремится к уединению.
Доминирующие черты:
- повышенная утомляемость, особенно при умственной нагрузке или в условиях соревнования;
- раздражительность в виде аффективных вспышек по любому поводу при утомлении;
- склонность к ипохондрии;
- тревожность и мнительность;
- стеснительность и робость;
- заниженная самооценка;
- привыкание к укладу жизни, к вещам и тревожность по поводу ломки стереотипов.
Привлекательные черты:
- аккуратность;
- дисциплинированность;
- покладистость;
- исполнительность;
- скромность;
- дружелюбие;
- незлопамятность;
- способность к покаянию.
Отталкивающие черты:
- капризность и плаксивость;
- вялость;
- неуверенность в себе;
- застенчивость и пугливость;
- неспособность постоять за себя.
Особенности общения и дружбы:
- круг друзей ограничен из-за частых капризов, раздражительности, застенчивости, отсутствия инициативы и неуверенности в себе.
Отношение к учебе и работе:
- из-за низкой самооценки, сомнений, чувства тревоги и страха перед возможной ошибкой не может нормально работать на уроке, даже если хорошо знает материал;
- из-за неспособности собраться с мыслями его пугают внезапные вызовы к доске: он теряется, краснеет, не может ответить, после чего долго и мучительно переживает свой позор;
- из-за повышенной истощаемости не способен к тяжелой и напряженной работе: нуждается в периодическом отдыхе и чередовании разных видов деятельности.
Конфликтогенные ситуации:
- открытые конфликты с необходимостью отстаивать свою
точку зрения;
- насмешки над его слабостями, ошибками, неумелыми
действиями;
- вынужденное активное общение с большим количеством
людей;
- необходимость быстрого переключения в работе или общении;
- необходимость проявить определенную силу воли;
- внезапное или длительное физическое и психическое напряжение.
Боится одиночества, темноты, яркого света, громких звуков, животных, способных причинять боль (собак, змей, пауков, крыс и т. п.). Избегает активных и шумливых людей. Общителен с привычным окружением. Привязывается к родным и близким, не любит ходить в гости, посторонних.
Доминирующие черты:
- повышенные чувствительность и впечатлительность;
- чувство собственной неполноценности, особенно в морально-этической и волевой сферах;
- робость и застенчивость, особенно среди незнакомых и в необычной обстановке;
- склонность к реакциям гиперкомпенсации.
Привлекательные черты:
- спокойствие;
- объективная самооценка;
- доброта и внимательность к людям;
- чувство долга и ответственности;
- высокая внутренняя дисциплинированность;
- добросовестность;
- самокритичность;
- повышенные требования к себе;
- стремление преодолеть свои слабые стороны;
- отсутствие склонности к алкоголизации и делинквентности.
Отталкивающие черты:
- мнительность;
- пугливость;
- замкнутость;
- склонность к самобичеванию и самоуничижению;
- растерянность в трудных ситуациях;
- повышенные обидчивость и конфликтность.
Особенности общения и дружбы:
- склонен к уединению из-за непереносимости шума, суеты и активности на перемене;
- охотно контактирует с узким кругом людей, которые вызывают у него симпатию;
- избегает знакомств и общения с людьми слишком бойкими и неугомонными;
- склонен поделиться своими ощущениями и переживаниями со старыми друзьями;
- болезненно страдает при смене коллектива.
Отношение к учебе и работе:
- мотивацией в учебе является нежелание огорчать своих родителей и преподавателей, а также страх перед контрольными, зачетами и экзаменами;
- боясь прослыть выскочкой, стесняется и боится отвечать у доски;
- главное в работе — эмоциональное отношение к нему коллег и руководителя, поэтому может быть преданным и исполнительным работником.
Конфликтогенные ситуации:
- несправедливые подозрения или обвинения в неблаговидных поступках, особенно публично;
- критика или насмешки над ним или его поведением;
- открытое соперничество;
- постоянные проверки его деятельности или поведения;
- недоброжелательное внимание к нему;
- вынужденное одиночество;
- угроза репутации;
- невозможность поделиться своими переживаниями с другом
Такой тип акцентуации часто наблюдается у детей, которые перенесли травму мозга.
Поэтому к ним нужен особенно тактичный подход. С детства они непослушны, непоседливы, всюду«суют свой нос», но при этом трусливы, боятся наказаний, легко поддаются влиянию других детей.
Доминирующие черты:
- слабоволие: неспособность к волевым усилиям по исполнению обязанностей, долга, достижению целей и выполнению установленных требований;
- постоянная тяга к развлечениям, удовольствиям и праздности;
- безразличие к будущему: живет только настоящим;
- уклонение от трудностей и неприятностей;
- трусость и безынициативность;
- поверхностность контактов;
- зависимость от влияния окружающих людей и собственных побуждений;
- ненадежность выполнения обязательств и обещаний.
Привлекательные черты:
- открытость и общительность;
- доброжелательность и услужливость;
- быстрота переключения в делах и общении;
- искренняя готовность выполнить просьбу.
Отталкивающие черты:
- безволие, тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям;
- болтливость и хвастовство;
- соглашательство;
- лицемерие и трусость;
- безответственность;
- склонность к аффективным вспышкам и полной расторможенности при невозможности удовлетворить свои потребности.
Особенности общения и дружбы:
- беспорядочность и бесцельность контактов;
- в группах сверстников склонен к роли подручного для лидера;
- может быть в составе нескольких групп, принимая правила и стиль поведения каждой из них.
Отношение к учебе и работе:
- под влиянием очередного увлечения может начать хорошо учиться или забросить занятия;
- на уроках отвлекаем, внимание неустойчиво;
- домашние задания выполняет неохотно и нерегулярно;
- знания поверхностны и бессистемны;
- на работе ненадежен, т.к. в любой момент может подвести: за ним нужен постоянный и тактичный контроль.
Конфликтогенные ситуации:
- жесткое подчинение дисциплинарным требованиям, особенно если это требуется делать длительное время;
- ограничение в общении с людьми, которые помогают развлекаться;
- необходимость длительных усилий и концентрации сил на какой-то работе;
- необходимость принимать конкретные решения и нести за них ответственность;
- гиперопека, тотальный контроль.
С детства без всякого смущения, даже охотно, демонстрирует свои таланты (декламирует стихи, поет песни, танцует) и наряды. Главное в этот момент для него — восхищение окружающих.
Доминирующие черты:
- беспредельный эгоизм;
- ненасытная жажда внимания, восхищения, удивления, почитания, поклонения и сочувствия окружающих;
- демонстративность эмоциональности при отсутствии глубоких чувств;
- склонность к рисовке, позерству, лживости и приукрашиванию себя;
- неспособность к упорному труду в сочетании с высокими притязаниями;
- претензии на первенство или исключительное положение в среде сверстников;
- высокая способность к фантазированию, вживанию в роль и к искусной игре, добиваясь своего любой ценой;
- умение легко и выигрышно ориентироваться в ситуациях неразберихи, сумятицы и неопределенности.
Привлекательные черты:
- инициативность и упорство;
- коммуникабельность и целеустремленность;
- активность и находчивость;
- ярко выраженные организаторские способности;
- самостоятельность и готовность взять на себя руководство;
- энергичность, сменяющаяся быстрым выдыханием.
Отталкивающие черты:
- склонность к интригам, демагогии и оппозиционности при неудовлетворенном эгоцентризме;
- игра в вожака вместо настоящего лидерства;
- ненадежность, лживость и лицемерие;
- задиристость и бесшабашность;
- необдуманный риск (в присутствии зрителей);
- хвастовство несуществующими успехами;
- учет только собственных желаний;
- явно завышенная самооценка;
- обидчивость при задевании личности;
- склонность к острым аффективным реакциям, включая демонстрацию суицидных попыток.
Особенности общения и дружбы:
- форма жизни - на людях и для людей;
- круг общения - кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант;
- прилагает немало усилий для расширения круга почитателей;
- избирателен в знакомствах и дружбе: это, как правило, либо очень известные люди (чтобы часть славы досталась им), либо люди в чем-то проигрывающие им (для большего контраста с их собственными способностями).
Отношение к учебе и работе:
- учеба для него - лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей;
- основное удовольствие доставляет общение;
- чтобы привлекать внимание, приходится не просто учиться, а делать это лучше всех, удивлять своими способностями;
- предпочитает работу вне ограничивающих рамок, чаще всего в сфере творческих профессий и занятий, где он может быть талантлив.
Конфликтогенные ситуации:
- вольное или невольное задевание его самолюбия;
- равнодушие со стороны окружающих, а тем более сознательное игнорирование его личности;
- критика его достижений, способностей и таланта;
- вынужденное одиночество или ограничение круга его общения, поклонников;
- невозможность проявить себя в полной мере;
- попадание в нелепое или смешное положение;
- отсутствие ярких событий и возможности проявить свои способности;
- вынужденное пребывание в постоянном психическом и/или физическом напряжении;
- удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более высмеивание.
С детства периодами может быть шумливым, озорным, что-то предпринимающим, после чего опять становится спокойным и управляемым. С началом половой зрелости возникают фазы периодической смены настроения без видимых причин длительностью в несколько дней или недель.
Доминирующие черты:
- циклические изменения эмоционального состояния: фазы гипертимности сменяются фазами субдепрессии;
- фазы выражены не резко, длительность фаз составляет1-2 недели, с интермиссиями между ними. Иногда фазы носятсезонный характер: гипертимные периоды осенью, субдепрессивные - зимой или весной;
- в гипертимной фазе циклоиды не отличаются от гипертимов;
- в субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес,
подростки становятся вялыми, избегают компании, плохо переносят резкое изменение стереотипа жизни (смена места жительства, школы и т. п.), у них снижается биологический тонус (дольше спят, поднимаются вялыми, снижается аппетит и половое влечение); они тяжело переживают неудачи и мелкие неурядицы, унижающие самолюбие; нарекания в их адрес могут навести на мысль о собственной неполноценности, ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению.
Привлекательные черты:
- в гипертимной фазе - инициативность, жизнерадостность, общительность;
- в фазе субдепрессии - грусть, задумчивость, способность к сопереживанию.
Отталкивающие черты:
- непоследовательность;
- вспышки раздражительности, обидчивости и придирчивости;
- проявление недовольства и грубости в ответ на реплики и замечания;
- немотивированный временный разрыв отношений с компанией, друзьями;
- замкнутость и безразличие.
Особенности общения и дружбы:
- отношения с людьми носят циклический характер: тяга к общению, новым знакомствам и бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с близкими друзьями («все надоели»);
- по-настоящему предпочитают дружить с теми, кто их принимает такими и не обижается на их вспышки раздражительности и обидчивости.
Отношение к учебе и работе:
- периоды активной учебы (работы) сменяются периодами полного безразличия к предметам и заданиям;
- в работе то все спорится, все интересно, то проявляется недовольство любым предлагаемым делом и желание найти причину для раздражения и жалоб.
Конфликтогенные ситуации:
- эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей;
- коренная ломка жизненных стереотипов, привычек;
- неожиданные поручения, просьбы, требования, противоречащие текущему настроению;
- предъявление к ним претензий;
- притеснения и неудачи;
- психические нагрузки, особенно в стадии спада настроения.
Предпочитает быть один, не тянется к сверстникам, предпочитает общество более старших. Отличается замкнутостью, отгороженностью в сочетании с неумением сопереживать окружающим.
Доминирующие черты:
- интровертированность, то есть фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которым признается высшая ценность;
- постоянное осмысливание окружающей действительности, попытка объяснить существующий мир создаваемыми логическими схемами;
- трудность установления неформальных эмоциональных контактов с окружающими;
- быстрая истощаемость в контакте, побуждающая к еще большему уходу в себя;
- неспособность понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух;
- заполненность внутреннего мира увлечениями и фантазиями для утешения честолюбия, услаждения самого себя и закрытость этого мира для других;
- сила, постоянство и нередко необычность и изысканность увлечений;
- нонконформизм;
- склонность искать нешаблонные решения, предпочитать нетрадиционные формы поведения;
- способность на неожиданные эскапады без учета вредных последствий;
- тяготение к эмоционально лабильным личностям;
- молчаливость и сдержанность в контактах, сменяющиеся многоречивостью, когда говорит о своих увлечениях.
Привлекательные черты:
- немногословность и серьезность;
- несуетливость и неприхотливость;
- устойчивость интересов;
- продуктивность и талантливость генерируемых идей без заботы об их внедрении.
Отталкивающие черты:
- замкнутость;
- эмоциональная холодность;
- рассудочность;
- эгоизм, равнодушие и черствость к чужой беде из-за неспособности ее замечать;
- самолюбие и ранимость при критике его системы;
- малоактивность и малоэнергичность при интенсивной работе.
Особенности общения и дружбы:
- нуждается в глубоком и содержательном общении;
- самодостаточность в сфере отношений: способность довольствоваться общением с самим собой или с одним человеком;
- высокая избирательность в общении, то есть людей, как и многие вещи материального мира, в основном, не замечает;
- его другом может быть человек, как правило, старше него, понимающий и принимающий его таким, какой он есть;
- в отношении к другу часто становится назойливым, надоедливым, требующим особого внимания к себе.
Отношение к учебе и работе:
- в учебе может быть способным и даже талантливым, но требует индивидуального подхода, т. к. отличается особым видением мира, своей, оригинальной точкой зрения на обычные предметы и явления;
- может заниматься много, но не систематически, т. к. ему трудно выполнить общепринятое требование да еще не по им самим придуманным схемам;
- при оценке педагогом сущности результатов работы, а не формального соблюдения обязательных правил, может проявлять свой талант, т. к. способен решать задачи разными оригинальными способами; в противном случае интерес к предмету падает;
- из шизоидов получаются хорошие рационализаторы, изобретатели, научные работники, теоретики.
Конфликтогенные ситуации:
- смена устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения;
- необходимость устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми;
- необходимость разговора по душам;
- необходимость руководить другими людьми;
- необходимость выполнения интеллектуальной работы по заранее спланированным схемам и правилам;
- групповая и коллективная деятельность;
- вторжение посторонних людей в его внутренний мир.
В поведении наряду с робостью и пугливостью проявляется склонность к рассуждению, интеллектуальные интересы. С особой силой психастенические черты начинают проявляться, когда возникает необходимость отвечать за себя и тем более за других.
Доминирующие черты:
- нерешительность;
- тревожная мнительность в виде опасений за будущее— свое или близких («как бы чего не случилось»);
- неспособность дифференцировать второстепенное от главного: для него все одинаково важно;
- повышенная склонность к самоанализу;
- легкость возникновения навязчивостей или защиты от постоянной тревоги;
- склонность в самооценке находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные ему;
- сознательные формализм и педантизм, мелочная принципиальность, доходящая до деспотизма;
- склонность к рассуждательству.
Привлекательные черты:
- добросовестность;
- исполнительность;
- аккуратность;
- серьезность;
- рассудительность;
- надежность, верность данным обещаниям;
- ровное настроение.
Отталкивающие черты:
- нерешительность;
- самокопание;
- безынициативность;
- склонность к бесконечным рассуждениям;
- наличие навязчивых опасений, идей и ритуалов;
- сознательные формализм и педантизм;
- вера в приметы;
- бесконечные сомнения в учете всех обстоятельств и последствий;
- ограничительное поведение: важнее избежать неприятностей и неудач, нежели добиться успеха;
- немедленное осуществление уже принятого решения, часто опрометчивого.
Особенности общения и дружбы:
- боится устанавливать новые контакты из-за стеснительности и застенчивости;
- ценит глубокий личностный контакт со старыми друзьями;
- друзей мало, но дружба навеки;
- помнит мельчайшие детали отношений и от души признателен за внимание к себе.
Отношение к учебе и работе:
- очень добросовестный: способен длительное время заниматься не поднимая головы, проявляя несвойственные ему целеустремленность, настойчивость и усидчивость, т. к. боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей;
- долгое время сверяет полученный результат со справочниками, словарями, энциклопедиями, с мнением других людей;
- очень исполнительный и подчиняемый: аккуратно, точно и в срок выполняет работу, если задание конкретно и полученные инструкции четко регламентируют порядок его выполнения;
- предпочитает тихую, требующую аккуратности и точности спокойную (без гонки) работу;
- не переносит непредвиденных ситуаций, обстоятельств и лимита времени.
Конфликтогенные ситуации:
- необходимость принятия самостоятельного решения;
- необходимость быстрого переключения с одного занятие на другое;
- выполнение заданий без четких указаний и инструкций;
- прямая критика его самого или его поведения;
- длительные физические или психические нагрузки;
- ответственность, особенно за других.
Отличается шумливостью, общительностью, смелостью. У людей этого типа отсутствует застенчивость и робость перед незнакомыми людьми, такие дети и подростки недостаточно чувствуют дистанцию по отношению к взрослым.
Доминирующие черты:
- экстравертированность, то есть обращенность психики и фиксация интересов на явлениях внешнего мира;
- всегда хорошее, слегка повышенное настроение;
- высокий, брызжущий энергией жизненный тонус, неудержимая активность;
- постоянное стремление к неформальному лидерству;
- открытость для общения с людьми и радость от этого общения, сочетающаяся с неразборчивостью в выборе знакомств и цветущим внешним видом;
- быстрая адаптация в незнакомой и быстро меняющейся обстановке;
- переоценка своих возможностей;
- непереносимость одиночества, размеренного режима, строго регламентированной дисциплины, однообразной
обстановки, монотонной и требующей мелочной аккуратности деятельности, вынужденного безделья;
- тенденция к бурным, но коротким вспышкам раздражения;
- отсутствие злопамятности, быстрая отходчивость и миролюбие;
- ускоренная речь с живой мимикой и жестикуляцией;
- высокий биологический тонус, всегда хороший аппетит и крепкий сон;
- рано пробуждающееся и сильное сексуальное влечение;
- легкая увлекаемость сексуальным партнером и быстрое охлаждение к нему.
Привлекательные черты:
- жизнерадостность и оптимизм;
- щедрость и стремление помочь людям;
- инициативность и общительность;
- независимость настроения от происходящего вокруг;
- брызжущая энергия, неудержимая активность и жажда деятельности.
Отталкивающие черты:
- поверхностность, неспособность длительного сосредоточения на конкретном деле или мысли;
- постоянная спешка, перескакивание с одного дела на другое, разбросанность с тенденцией не доводить начатое дело до конца;
- легкомысленность, готовность идти на безудержный риск;
- грубость (без всякого зла);
- склонность к прожектерству и аморальным поступкам (без злого умысла и с готовностью сразу покаяться).
Особенности общения и дружбы:
- тяга к компании и стремление к лидерству;
- склонность к авантюрам;
- готовность дружить со всеми, но без глубокой привязанности;
- ярко выраженный альтруизм, готовность броситься на помощь не раздумывая;
- доброта и незлопамятность (может легко обидеть и от всей души извиниться, загладив вину добрым делом).
Отношение к учебе и работе:
- недостаточная успеваемость из-за легкомысленности, неспособности к произвольному сосредоточению внимания и длительным волевым усилиям, частых опозданий и пропусков уроков;
- все предметы даются легко, но знания поверхностны и часто бессистемны; легко может наверстать упущенное;
- на уроке ему скучно, если нет возможности выразить себя;
- способен легко и быстро достичь успеха в любом деле в его начале: последующая рутинная работа гасит интерес, дело перестает быть новым;
- на работе часто делает карьеру видимостью продуктивной деятельности: с жаром берется за дело, планирует массу мероприятий, проводит совещания и т. п.
Конфликтогенные ситуации:
- вынужденное одиночество, лишение свободного и разнообразного общения;
- внешнее ограничение двигательной активности;
- необходимость подчинения определенным систематическим требованиям;
- вынужденный отказ себе в чем-то интересном, новом, необычном;
- однообразная обстановка или монотонный труд, требующий тщательной и кропотливой работы;
- вынужденное безделье.
Крайне злобно реагирует на тех, кто пытается завладеть его собственностью. Проявляет мелочную скрупулезность и выраженную аккуратность.
Доминирующие черты:
- интенсивность и инертность протекания психических процессов, проявляющиеся в:
- любви к наведению своего и/или поддержанию уже установившегося порядка,
- консерватизме традиций, взглядов, убеждении и ценностей,
- тугоподвижности, вязкости, обстоятельности и вязкости речи,
- медлительности и осмотрительности в принятии решений,
- склонности к постепенному накоплению сильнго и продолжительного тоскливо-злобного настроения с последующей импульсивной агрессивной разрядкой на найденном козле отпущения,
злопамятности к нанесенной ему обиде, причиненному ущербу, невыполненному обещанию и т. п. с последующей мстительностью,
- склонность к установлению и соблюдению иерархии отношений власть-подчинение;
- высокий энергетизм и активность жизненной позиции;
- болезненное отношение к несправедливости;
- храбрость и безрассудство в экстремальных ситуациях.
Привлекательные черты:
- бережливость и аккуратность;
- исполнительность;
- тщательность и скрупулезность;
- пунктуальность и педантизм;
- надежность;
- внимательность к своему здоровью.
Отталкивающие черты:
- эгоцентризм и жестокость;
- нетерпимость к инакомыслию;
- нечувствительность к чужому горю;
- чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным отсутствием у других присущих ему положительных черт;
- ревность и злопамятность.
Особенности общения и дружбы:
- любит устоявшийся порядок в дружбе и общении; ' предпочитает общение со старыми друзьями;
- не заводит случайных знакомств; " не терпит инакомыслия;
- вьполняет все обязательства дружбы перед своими друзьями;
- очень ревнив: не прощает измены в дружбе и любви.
Отношение к учебе и работе:
- отличается целеустремленностью, исполнительностью и пунктуальностью в соблюдении и поддержании принятых другими порядка, норм, правил и требований;
- задания выполняет тщательно, аккуратно и педантично.
Конфликтогенные ситуации:
- изменение и ломка устоявшихся порядков и установленных правил, особенно если это приходится делать самостоятельно;
- жесткая конкуренция со стороны таких же сильных и энергичных людей;
- ограничение возможности проявлять свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями;
- критика действий и насмешки над его недостатками;
- повседневная работа, требующая длительных усилий при отсутствии возможности выделиться среди окружающих;
- ущемление его прав и интересов;
- неподчинение ему лиц, не являющихся для него авторитетами;
- измена близкого человека.