ЛИЧНОСТНЫЕ ПСИХОТИПЫ


ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

    В детстве склонен к простудным заболеваниям. Легко погружается в мрачное настроение из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. И наоборот: приятные слова, новая вещь, хорошая новость могут поднять настроение, придать веселый тон разговору до очередной «неприятности».

    Доминирующие черты:
    - ярко выраженная изменчивость настроения — слишком часто и чрезмерно круто — от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов;
    - зависимость сна, аппетита, работоспособности и общительности от настроения;
    - тонкая восприимчивость отношения к себе окружающих даже при поверхностном контакте;
    - искренность, привязанность и глубина чувств к проявляющим к нему любовь, внимание и заботу;
    - сочетание чрезмерной эмоциональности с вегетативной лабильностью: легко краснеет и бледнеет, меняются часто-та сердечных сокращений и дыхания, величина артериального давления крови;
    - неспособность скрывать свои чувства: настроение всегда написано на лице;
    - избегание каких-либо эксцессов и лидерства;
    - тяжелая переносимость утраты или отвержения со стороны значимых лиц;
    - искренность и меткость самооценки черт своего характера.

    Привлекательные черты:
    - глубина чувств и искренняя привязанность к тем, с кем находится в хороших отношениях, кого любит и о ком заботится;
    - независимость привязанности от изменчивости своего настроения;
    - общительность, добродушие, чуткость, отзывчивость в периоды приподнятого настроения.

    Отталкивающие черты:
    - в периоды подавленного настроения — раздражительность, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль, склонность к конфликтности и драчливости;
    - во время простого разговора может вспыхнуть, навернутся слезы, готов сказать что-то дерзкое и обидное.

    Особенности общения и дружбы:
    - все зависит от настроения: рад, доволен жизнью — контакты устанавливает с большим желанием; огорчен, не удовлетворен жизнью — контакты сокращаются;
    - настроение меняется от самой незначительной реплики друга: простое замечание в его адрес может вызвать депрессию, привести к разрыву дружеских отношений; и напротив, слова друга могут значительно улучшить настроение, вызвать бурный прилив энергии, желание сделать что-то хорошее для него;
    - интуитивно чувствует хороших и плохих людей;
    - предпочитает дружить с теми, кто в периоды спада его настроения способен отвлечь, утешить, развеселить, при нападках других — заступиться, защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье;
    - чутко реагирует на знаки внимания, благодарность, похвалу и поощрение, которым искренне рад, но это не переходит в заносчивость и самодовольство.

    Отношение к учебе и работе:
    - характерны крайняя изменчивость, непредсказуемость поведения и реагирования на реплики педагога и родителей: в ответ на замечания может рассмеяться и радостно взяться за исправление указанной ошибки, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиниться законным требованиям;
    - знания поверхностны и бессистемны, т.к. не может управлять сам собой и не поддается управлению со стороны педагогов и родителей;
    - периоды резкого изменения настроения не подвластны никому;
    - занимаясь интересным, увлекательным и ненадоедающим делом или работой, в состоянии переключиться и забыть о своем плохом настроении.

    Конфликтогенные ситуации:
    - эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей;
    - утрата близких и разлука с теми, к кому привязан;
    - ущемление чувства собственного достоинства;
    - полная дисгармония его настроению (он страдает, а всем почему-то весело);
    - отсутствие успеха, внимания, признания;
    - угроза наказания, страх перед кем-либо или чем-либо;
    - критика его самого или его поведения;
    - сильная конкуренция.

   

АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП

С детства высокая чувствительность к громким звукам, яркому свету, из-за чего частые капризы, плач, плохие сон и аппетит, боязнь всего. Его быстро утомляет даже небольшое количество людей, поэтому стремится к уединению.

    Доминирующие черты:
    - повышенная утомляемость, особенно при умственной нагрузке или в условиях соревнования;
    - раздражительность в виде аффективных вспышек по любому поводу при утомлении;
    - склонность к ипохондрии;
    - тревожность и мнительность;
    - стеснительность и робость;
    - заниженная самооценка;
    - привыкание к укладу жизни, к вещам и тревожность по поводу ломки стереотипов.

    Привлекательные черты:
    - аккуратность;
    - дисциплинированность;
    - покладистость;
    - исполнительность;
    - скромность;
    - дружелюбие;
    - незлопамятность;
    - способность к покаянию.

    Отталкивающие черты:
    - капризность и плаксивость;
    - вялость;
    - неуверенность в себе;
    - застенчивость и пугливость;
    - неспособность постоять за себя.

    Особенности общения и дружбы:
    - круг друзей ограничен из-за частых капризов, раздражительности, застенчивости, отсутствия инициативы и неуверенности в себе.

    Отношение к учебе и работе:
    - из-за низкой самооценки, сомнений, чувства тревоги и страха перед возможной ошибкой не может нормально работать на уроке, даже если хорошо знает материал;
    - из-за неспособности собраться с мыслями его пугают внезапные вызовы к доске: он теряется, краснеет, не может ответить, после чего долго и мучительно переживает свой позор;
    - из-за повышенной истощаемости не способен к тяжелой и напряженной работе: нуждается в периодическом отдыхе и чередовании разных видов деятельности.

    Конфликтогенные ситуации:
    - открытые конфликты с необходимостью отстаивать свою точку зрения;
    - насмешки над его слабостями, ошибками, неумелыми действиями;
    - вынужденное активное общение с большим количеством людей;
    - необходимость быстрого переключения в работе или общении;
    - необходимость проявить определенную силу воли;
    - внезапное или длительное физическое и психическое напряжение.

   

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

Боится одиночества, темноты, яркого света, громких звуков, животных, способных причинять боль (собак, змей, пауков, крыс и т. п.). Избегает активных и шумливых людей. Общителен с привычным окружением. Привязывается к родным и близким, не любит ходить в гости, посторонних.

    Доминирующие черты:
    - повышенные чувствительность и впечатлительность;
    - чувство собственной неполноценности, особенно в морально-этической и волевой сферах;
    - робость и застенчивость, особенно среди незнакомых и в необычной обстановке;
    - склонность к реакциям гиперкомпенсации.

    Привлекательные черты:
    - спокойствие;
    - объективная самооценка;
    - доброта и внимательность к людям;
    - чувство долга и ответственности;
    - высокая внутренняя дисциплинированность;
    - добросовестность;
    - самокритичность;
    - повышенные требования к себе;
    - стремление преодолеть свои слабые стороны;
    - отсутствие склонности к алкоголизации и делинквентности.

    Отталкивающие черты:
    - мнительность;
    - пугливость;
    - замкнутость;
    - склонность к самобичеванию и самоуничижению;
    - растерянность в трудных ситуациях;
    - повышенные обидчивость и конфликтность.

    Особенности общения и дружбы:
    - склонен к уединению из-за непереносимости шума, суеты и активности на перемене;
    - охотно контактирует с узким кругом людей, которые вызывают у него симпатию;
    - избегает знакомств и общения с людьми слишком бойкими и неугомонными;
    - склонен поделиться своими ощущениями и переживаниями со старыми друзьями;
    - болезненно страдает при смене коллектива.

    Отношение к учебе и работе:
    - мотивацией в учебе является нежелание огорчать своих родителей и преподавателей, а также страх перед контрольными, зачетами и экзаменами;
    - боясь прослыть выскочкой, стесняется и боится отвечать у доски;
    - главное в работе — эмоциональное отношение к нему коллег и руководителя, поэтому может быть преданным и исполнительным работником.

    Конфликтогенные ситуации:
    - несправедливые подозрения или обвинения в неблаговидных поступках, особенно публично;
    - критика или насмешки над ним или его поведением;
    - открытое соперничество;
    - постоянные проверки его деятельности или поведения;
    - недоброжелательное внимание к нему;
    - вынужденное одиночество;
    - угроза репутации;
    - невозможность поделиться своими переживаниями с другом

   

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Такой тип акцентуации часто наблюдается у детей, которые перенесли травму мозга.
    Поэтому к ним нужен особенно тактичный подход. С детства они непослушны, непоседливы, всюду«суют свой нос», но при этом трусливы, боятся наказаний, легко поддаются влиянию других детей.

    Доминирующие черты:
    - слабоволие: неспособность к волевым усилиям по исполнению обязанностей, долга, достижению целей и выполнению установленных требований;
    - постоянная тяга к развлечениям, удовольствиям и праздности;
    - безразличие к будущему: живет только настоящим;
    - уклонение от трудностей и неприятностей;
    - трусость и безынициативность;
    - поверхностность контактов;
    - зависимость от влияния окружающих людей и собственных побуждений;
    - ненадежность выполнения обязательств и обещаний.

    Привлекательные черты:
    - открытость и общительность;
    - доброжелательность и услужливость;
    - быстрота переключения в делах и общении;
    - искренняя готовность выполнить просьбу.

    Отталкивающие черты:
    - безволие, тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям;
    - болтливость и хвастовство;
    - соглашательство;
    - лицемерие и трусость;
    - безответственность;
    - склонность к аффективным вспышкам и полной расторможенности при невозможности удовлетворить свои потребности.

    Особенности общения и дружбы:
    - беспорядочность и бесцельность контактов;
    - в группах сверстников склонен к роли подручного для лидера;
    - может быть в составе нескольких групп, принимая правила и стиль поведения каждой из них.

    Отношение к учебе и работе:
    - под влиянием очередного увлечения может начать хорошо учиться или забросить занятия;
    - на уроках отвлекаем, внимание неустойчиво;
    - домашние задания выполняет неохотно и нерегулярно;
    - знания поверхностны и бессистемны;
    - на работе ненадежен, т.к. в любой момент может подвести: за ним нужен постоянный и тактичный контроль.

    Конфликтогенные ситуации:
    - жесткое подчинение дисциплинарным требованиям, особенно если это требуется делать длительное время;
    - ограничение в общении с людьми, которые помогают развлекаться;
    - необходимость длительных усилий и концентрации сил на какой-то работе;
    - необходимость принимать конкретные решения и нести за них ответственность;
    - гиперопека, тотальный контроль.

   

ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП

С детства без всякого смущения, даже охотно, демонстрирует свои таланты (декламирует стихи, поет песни, танцует) и наряды. Главное в этот момент для него — восхищение окружающих.

    Доминирующие черты:
    - беспредельный эгоизм;
    - ненасытная жажда внимания, восхищения, удивления, почитания, поклонения и сочувствия окружающих;
    - демонстративность эмоциональности при отсутствии глубоких чувств;
    - склонность к рисовке, позерству, лживости и приукрашиванию себя;
    - неспособность к упорному труду в сочетании с высокими притязаниями;
    - претензии на первенство или исключительное положение в среде сверстников;
    - высокая способность к фантазированию, вживанию в роль и к искусной игре, добиваясь своего любой ценой;
    - умение легко и выигрышно ориентироваться в ситуациях неразберихи, сумятицы и неопределенности.

    Привлекательные черты:
    - инициативность и упорство;
    - коммуникабельность и целеустремленность;
    - активность и находчивость;
    - ярко выраженные организаторские способности;
    - самостоятельность и готовность взять на себя руководство;
    - энергичность, сменяющаяся быстрым выдыханием.

    Отталкивающие черты:
    - склонность к интригам, демагогии и оппозиционности при неудовлетворенном эгоцентризме;
    - игра в вожака вместо настоящего лидерства;
    - ненадежность, лживость и лицемерие;
    - задиристость и бесшабашность;
    - необдуманный риск (в присутствии зрителей);
    - хвастовство несуществующими успехами;
    - учет только собственных желаний;
    - явно завышенная самооценка;
    - обидчивость при задевании личности;
    - склонность к острым аффективным реакциям, включая демонстрацию суицидных попыток.

    Особенности общения и дружбы:
    - форма жизни - на людях и для людей;
    - круг общения - кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант;
    - прилагает немало усилий для расширения круга почитателей;
    - избирателен в знакомствах и дружбе: это, как правило, либо очень известные люди (чтобы часть славы досталась им), либо люди в чем-то проигрывающие им (для большего контраста с их собственными способностями).

    Отношение к учебе и работе:
    - учеба для него - лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей;
    - основное удовольствие доставляет общение;
    - чтобы привлекать внимание, приходится не просто учиться, а делать это лучше всех, удивлять своими способностями;
    - предпочитает работу вне ограничивающих рамок, чаще всего в сфере творческих профессий и занятий, где он может быть талантлив.

    Конфликтогенные ситуации:
    - вольное или невольное задевание его самолюбия;
    - равнодушие со стороны окружающих, а тем более сознательное игнорирование его личности;
    - критика его достижений, способностей и таланта;
    - вынужденное одиночество или ограничение круга его общения, поклонников;
    - невозможность проявить себя в полной мере;
    - попадание в нелепое или смешное положение;
    - отсутствие ярких событий и возможности проявить свои способности;
    - вынужденное пребывание в постоянном психическом и/или физическом напряжении;
    - удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более высмеивание.

   

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП

С детства периодами может быть шумливым, озорным, что-то предпринимающим, после чего опять становится спокойным и управляемым. С началом половой зрелости возникают фазы периодической смены настроения без видимых причин длительностью в несколько дней или недель.

    Доминирующие черты:
    - циклические изменения эмоционального состояния: фазы гипертимности сменяются фазами субдепрессии;
    - фазы выражены не резко, длительность фаз составляет1-2 недели, с интермиссиями между ними. Иногда фазы носятсезонный характер: гипертимные периоды осенью, субдепрессивные - зимой или весной;
    - в гипертимной фазе циклоиды не отличаются от гипертимов;
    - в субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми, избегают компании, плохо переносят резкое изменение стереотипа жизни (смена места жительства, школы и т. п.), у них снижается биологический тонус (дольше спят, поднимаются вялыми, снижается аппетит и половое влечение); они тяжело переживают неудачи и мелкие неурядицы, унижающие самолюбие; нарекания в их адрес могут навести на мысль о собственной неполноценности, ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению.

    Привлекательные черты:
    - в гипертимной фазе - инициативность, жизнерадостность, общительность;
    - в фазе субдепрессии - грусть, задумчивость, способность к сопереживанию.

    Отталкивающие черты:
    - непоследовательность;
    - вспышки раздражительности, обидчивости и придирчивости;
    - проявление недовольства и грубости в ответ на реплики и замечания;
    - немотивированный временный разрыв отношений с компанией, друзьями;
    - замкнутость и безразличие.

    Особенности общения и дружбы:
    - отношения с людьми носят циклический характер: тяга к общению, новым знакомствам и бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с близкими друзьями («все надоели»);
    - по-настоящему предпочитают дружить с теми, кто их принимает такими и не обижается на их вспышки раздражительности и обидчивости.

    Отношение к учебе и работе:
    - периоды активной учебы (работы) сменяются периодами полного безразличия к предметам и заданиям;
    - в работе то все спорится, все интересно, то проявляется недовольство любым предлагаемым делом и желание найти причину для раздражения и жалоб.

    Конфликтогенные ситуации:
    - эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей;
    - коренная ломка жизненных стереотипов, привычек;
    - неожиданные поручения, просьбы, требования, противоречащие текущему настроению;
    - предъявление к ним претензий;
    - притеснения и неудачи;
    - психические нагрузки, особенно в стадии спада настроения.

   

ШИЗОИДНЫЙ ТИП

Предпочитает быть один, не тянется к сверстникам, предпочитает общество более старших. Отличается замкнутостью, отгороженностью в сочетании с неумением сопереживать окружающим.

    Доминирующие черты:
    - интровертированность, то есть фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которым признается высшая ценность;
    - постоянное осмысливание окружающей действительности, попытка объяснить существующий мир создаваемыми логическими схемами;
    - трудность установления неформальных эмоциональных контактов с окружающими;
    - быстрая истощаемость в контакте, побуждающая к еще большему уходу в себя;
    - неспособность понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух;
    - заполненность внутреннего мира увлечениями и фантазиями для утешения честолюбия, услаждения самого себя и закрытость этого мира для других;
    - сила, постоянство и нередко необычность и изысканность увлечений;
    - нонконформизм;
    - склонность искать нешаблонные решения, предпочитать нетрадиционные формы поведения;
    - способность на неожиданные эскапады без учета вредных последствий;
    - тяготение к эмоционально лабильным личностям;
    - молчаливость и сдержанность в контактах, сменяющиеся многоречивостью, когда говорит о своих увлечениях.

    Привлекательные черты:
    - немногословность и серьезность;
    - несуетливость и неприхотливость;
    - устойчивость интересов;
    - продуктивность и талантливость генерируемых идей без заботы об их внедрении.

    Отталкивающие черты:
    - замкнутость;
    - эмоциональная холодность;
    - рассудочность;
    - эгоизм, равнодушие и черствость к чужой беде из-за неспособности ее замечать;
    - самолюбие и ранимость при критике его системы;
    - малоактивность и малоэнергичность при интенсивной работе.

    Особенности общения и дружбы:
    - нуждается в глубоком и содержательном общении;
    - самодостаточность в сфере отношений: способность довольствоваться общением с самим собой или с одним человеком;
    - высокая избирательность в общении, то есть людей, как и многие вещи материального мира, в основном, не замечает;
    - его другом может быть человек, как правило, старше него, понимающий и принимающий его таким, какой он есть;
    - в отношении к другу часто становится назойливым, надоедливым, требующим особого внимания к себе.

    Отношение к учебе и работе:
    - в учебе может быть способным и даже талантливым, но требует индивидуального подхода, т. к. отличается особым видением мира, своей, оригинальной точкой зрения на обычные предметы и явления;
    - может заниматься много, но не систематически, т. к. ему трудно выполнить общепринятое требование да еще не по им самим придуманным схемам;
    - при оценке педагогом сущности результатов работы, а не формального соблюдения обязательных правил, может проявлять свой талант, т. к. способен решать задачи разными оригинальными способами; в противном случае интерес к предмету падает;
    - из шизоидов получаются хорошие рационализаторы, изобретатели, научные работники, теоретики.

    Конфликтогенные ситуации:
    - смена устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения;
    - необходимость устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми;
    - необходимость разговора по душам;
    - необходимость руководить другими людьми;
    - необходимость выполнения интеллектуальной работы по заранее спланированным схемам и правилам;
    - групповая и коллективная деятельность;
    - вторжение посторонних людей в его внутренний мир.

   

ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП

В поведении наряду с робостью и пугливостью проявляется склонность к рассуждению, интеллектуальные интересы. С особой силой психастенические черты начинают проявляться, когда возникает необходимость отвечать за себя и тем более за других.

    Доминирующие черты:
    - нерешительность;
    - тревожная мнительность в виде опасений за будущее— свое или близких («как бы чего не случилось»);
    - неспособность дифференцировать второстепенное от главного: для него все одинаково важно;
    - повышенная склонность к самоанализу;
    - легкость возникновения навязчивостей или защиты от постоянной тревоги;
    - склонность в самооценке находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные ему;
    - сознательные формализм и педантизм, мелочная принципиальность, доходящая до деспотизма;
    - склонность к рассуждательству.

    Привлекательные черты:
    - добросовестность;
    - исполнительность;
    - аккуратность;
    - серьезность;
    - рассудительность;
    - надежность, верность данным обещаниям;
    - ровное настроение.

    Отталкивающие черты:
    - нерешительность;
    - самокопание;
    - безынициативность;
    - склонность к бесконечным рассуждениям;
    - наличие навязчивых опасений, идей и ритуалов;
    - сознательные формализм и педантизм;
    - вера в приметы;
    - бесконечные сомнения в учете всех обстоятельств и последствий;
    - ограничительное поведение: важнее избежать неприятностей и неудач, нежели добиться успеха;
    - немедленное осуществление уже принятого решения, часто опрометчивого.

    Особенности общения и дружбы:
    - боится устанавливать новые контакты из-за стеснительности и застенчивости;
    - ценит глубокий личностный контакт со старыми друзьями;
    - друзей мало, но дружба навеки;
    - помнит мельчайшие детали отношений и от души признателен за внимание к себе.

    Отношение к учебе и работе:
    - очень добросовестный: способен длительное время заниматься не поднимая головы, проявляя несвойственные ему целеустремленность, настойчивость и усидчивость, т. к. боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей;
    - долгое время сверяет полученный результат со справочниками, словарями, энциклопедиями, с мнением других людей;
    - очень исполнительный и подчиняемый: аккуратно, точно и в срок выполняет работу, если задание конкретно и полученные инструкции четко регламентируют порядок его выполнения;
    - предпочитает тихую, требующую аккуратности и точности спокойную (без гонки) работу;
    - не переносит непредвиденных ситуаций, обстоятельств и лимита времени.

    Конфликтогенные ситуации:
    - необходимость принятия самостоятельного решения;
    - необходимость быстрого переключения с одного занятие на другое;
    - выполнение заданий без четких указаний и инструкций;
    - прямая критика его самого или его поведения;
    - длительные физические или психические нагрузки;
    - ответственность, особенно за других.

   

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

Отличается шумливостью, общительностью, смелостью. У людей этого типа отсутствует застенчивость и робость перед незнакомыми людьми, такие дети и подростки недостаточно чувствуют дистанцию по отношению к взрослым.

    Доминирующие черты:
    - экстравертированность, то есть обращенность психики и фиксация интересов на явлениях внешнего мира;
    - всегда хорошее, слегка повышенное настроение;
    - высокий, брызжущий энергией жизненный тонус, неудержимая активность;
    - постоянное стремление к неформальному лидерству;
    - открытость для общения с людьми и радость от этого общения, сочетающаяся с неразборчивостью в выборе знакомств и цветущим внешним видом;
    - быстрая адаптация в незнакомой и быстро меняющейся обстановке;
    - переоценка своих возможностей;
    - непереносимость одиночества, размеренного режима, строго регламентированной дисциплины, однообразной обстановки, монотонной и требующей мелочной аккуратности деятельности, вынужденного безделья;
    - тенденция к бурным, но коротким вспышкам раздражения;
    - отсутствие злопамятности, быстрая отходчивость и миролюбие;
    - ускоренная речь с живой мимикой и жестикуляцией;
    - высокий биологический тонус, всегда хороший аппетит и крепкий сон;
    - рано пробуждающееся и сильное сексуальное влечение; - легкая увлекаемость сексуальным партнером и быстрое охлаждение к нему.

    Привлекательные черты:
    - жизнерадостность и оптимизм;
    - щедрость и стремление помочь людям;
    - инициативность и общительность;
    - независимость настроения от происходящего вокруг;
    - брызжущая энергия, неудержимая активность и жажда деятельности.

    Отталкивающие черты:
    - поверхностность, неспособность длительного сосредоточения на конкретном деле или мысли;
    - постоянная спешка, перескакивание с одного дела на другое, разбросанность с тенденцией не доводить начатое дело до конца;
    - легкомысленность, готовность идти на безудержный риск;
    - грубость (без всякого зла);
    - склонность к прожектерству и аморальным поступкам (без злого умысла и с готовностью сразу покаяться).

    Особенности общения и дружбы:
    - тяга к компании и стремление к лидерству;
    - склонность к авантюрам;
    - готовность дружить со всеми, но без глубокой привязанности;
    - ярко выраженный альтруизм, готовность броситься на помощь не раздумывая;
    - доброта и незлопамятность (может легко обидеть и от всей души извиниться, загладив вину добрым делом).

    Отношение к учебе и работе:
    - недостаточная успеваемость из-за легкомысленности, неспособности к произвольному сосредоточению внимания и длительным волевым усилиям, частых опозданий и пропусков уроков;
    - все предметы даются легко, но знания поверхностны и часто бессистемны; легко может наверстать упущенное;
    - на уроке ему скучно, если нет возможности выразить себя;
    - способен легко и быстро достичь успеха в любом деле в его начале: последующая рутинная работа гасит интерес, дело перестает быть новым;
    - на работе часто делает карьеру видимостью продуктивной деятельности: с жаром берется за дело, планирует массу мероприятий, проводит совещания и т. п.

    Конфликтогенные ситуации:
    - вынужденное одиночество, лишение свободного и разнообразного общения;
    - внешнее ограничение двигательной активности;
    - необходимость подчинения определенным систематическим требованиям;
    - вынужденный отказ себе в чем-то интересном, новом, необычном;
    - однообразная обстановка или монотонный труд, требующий тщательной и кропотливой работы;
    - вынужденное безделье.

   

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП

Крайне злобно реагирует на тех, кто пытается завладеть его собственностью. Проявляет мелочную скрупулезность и выраженную аккуратность.

    Доминирующие черты:
    - интенсивность и инертность протекания психических процессов, проявляющиеся в:
    - любви к наведению своего и/или поддержанию уже установившегося порядка,
    - консерватизме традиций, взглядов, убеждении и ценностей,
    - тугоподвижности, вязкости, обстоятельности и вязкости речи,
    - медлительности и осмотрительности в принятии решений,
    - склонности к постепенному накоплению сильнго и продолжительного тоскливо-злобного настроения с последующей импульсивной агрессивной разрядкой на найденном козле отпущения, злопамятности к нанесенной ему обиде, причиненному ущербу, невыполненному обещанию и т. п. с последующей мстительностью,
    - склонность к установлению и соблюдению иерархии отношений власть-подчинение;
    - высокий энергетизм и активность жизненной позиции;
    - болезненное отношение к несправедливости;
    - храбрость и безрассудство в экстремальных ситуациях.

    Привлекательные черты:
    - бережливость и аккуратность;
    - исполнительность;
    - тщательность и скрупулезность;
    - пунктуальность и педантизм;
    - надежность;
    - внимательность к своему здоровью.

    Отталкивающие черты:
    - эгоцентризм и жестокость;
    - нетерпимость к инакомыслию;
    - нечувствительность к чужому горю;
    - чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным отсутствием у других присущих ему положительных черт;
    - ревность и злопамятность.

    Особенности общения и дружбы:
    - любит устоявшийся порядок в дружбе и общении; ' предпочитает общение со старыми друзьями;
    - не заводит случайных знакомств; " не терпит инакомыслия;
    - вьполняет все обязательства дружбы перед своими друзьями;
    - очень ревнив: не прощает измены в дружбе и любви.

    Отношение к учебе и работе:
    - отличается целеустремленностью, исполнительностью и пунктуальностью в соблюдении и поддержании принятых другими порядка, норм, правил и требований;
    - задания выполняет тщательно, аккуратно и педантично.

    Конфликтогенные ситуации:
    - изменение и ломка устоявшихся порядков и установленных правил, особенно если это приходится делать самостоятельно;
    - жесткая конкуренция со стороны таких же сильных и энергичных людей;
    - ограничение возможности проявлять свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями;
    - критика действий и насмешки над его недостатками;
    - повседневная работа, требующая длительных усилий при отсутствии возможности выделиться среди окружающих;
    - ущемление его прав и интересов;
    - неподчинение ему лиц, не являющихся для него авторитетами;
    - измена близкого человека.