«Один намек и я исчезну один кивок и я приду цветком прильну и кану в бездну и сгину в каменном бреду возьми меня в рабы изведай разнузданность будь госпожой мой демон насладись победой над уничтоженной душой а если вынырнет из мрака охотник на весну твою не бойся я твоя собака я буду рядом я убью о знаю знаю ты не любишь ты в жизнь играешь ты живешь но ты сама себе уступишь ты позовешь»
Очень часто говорят о Любви, а подозревают Привязанность, мечтают о Любви, но приобретают лишь Привязанность. Кому-то нужна Привязанность, а кому-то достаточно Любви.
Любовь и Привязанность – различимы, и, казалось бы, что без Привязанности не существует Любви, также как и Любовь без Привязанности не возможна, но ведь все обстоит иначе.
Любовь начинается с Любви к себе. А любовь к себе – это принятие себя, без сравнения, без оценки, без определения достоинств и недостатков. В ней нет чувства вины, самокритики, недовольства собой, ненависти к себе, жалости и любой иной формы агрессии. Любовь к себе – это искусство! Если есть любовь к себе, то тогда, и только тогда, возможна любовь к другому. В ней нет требования, принуждения, зависимости, нет боли и страха, в ней – свет, дающий тепло.
Привязанность всегда имеет с основе своей зависимость от того, к кому привязаны. И от любви она отличается болью, напряжением и страхом.
«Любовь измеряется мерой прощенья, привязанность – болью прощания, а ненависть – силой того отвращенья, с которым мы помним свои обещания…»
Таким образом, можно считать, что критерием, отличающим Любовь от Привязанности является боль при потери «любимого объекта», а также страх, что эта потеря может произойти. А если эта потеря все же происходит, то привязанность порождает своего рода круг мучений: Мы требуем, но не получаем желаемого. Мы хотим, но не хотят нас. Мы сближаемся, но нас отталкивают. Мы «любим», но не любят нас. А из круга этого не просто вырваться, здесь нужно умение отвязываться. Привязанный человек не свободен, где есть привязанность, там всегда отсутствует свобода, и человек добровольно сам себя лишается ее.
«Мудрость начинается с готовности к потерям», - это не просто, и это я бы назвала искусством терять.
Мы привязываемся так легко, и порой даже не замечаем, как это с нами происходит, а вот отвязываться легко и просто умеет далеко не каждый. Искусство терять – это умение сказать «нет, так нет», «с тобой хорошо, и без тебя тоже хорошо!» А такое возможно только в том случае, если человек наполнен любовью изнутри. А что остается еще при внутренней пустоте, кроме того, чтобы зацепиться за другого?...
А кто является автором «Любви»? Тот другой, «объект любви»? Или же Любовь – это наше собственное творение? Любовь – она в нас, и принадлежит, похоже, тоже нам. Т.е. мы скорее свойственны ответственность за любовь к другому, принимать на себя: «Я тебя люблю», «Я тебя полюбил». В то же время, все иначе обстоит с привязанностью, при которой в большинстве случаев ответственность приписывается другому: «Ты меня приручил (привязал), - ты и отвечаешь». И многие готовы принять на себя эту роль – ответственного за привязанность другого. Некоторые с готовностью привязываются сами, и в этом не только готовность, а даже нестерпимая потребность, в основе которой лежит немалая выгода – тебе не надо отвечать за себя, за тебя отвечает другой. Это как в известной сказке для взрослых Экзюпери, когда перед Маленьким принцем появляется лис:
Лис продолжал:
«- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
А дальше Лис подробно расписывает способ формирования зависимости:
Лис соглашается, он сам того желал, и он получил то, что хотел. Но тут Лис открывает Маленькому принцу один секрет. В один шаг, одним ходом он перекладывает ответственность на Маленького принца, Лис говорит:
Привязанность сформирована, но к Любви это не имеет никакого отношения.
Но истина, казалось бы, неоспорима: "Мы ответственны за тех, кого приручили..." Поскольку мало того, что человек приручался сам, но бесспорно мы и сами, осознавая или нет, привязываем людей к себе.
Писатель Анхель де Куатьэ в повести "Маленькая принцесса" говорит, о том, что если ты пытаешься быть за кого-то "ответственным", но сам его не любишь, это не ответственность - это ложь. Он пишет:
В принципе жить-то можно, отвечая за не любимого, но это жизнь во лжи. А, как известно, жизнь начинается с правды. Ложь помогает существовать, но она убивает жизнь. А ведь это труднее всего не врать самому себе. Одно дело говорить правду другому, и со всем другое – знать правду о себе.
«Мудрый человек – это тот, кто знает правду о других людях, видит, что у них на сердце. А святой человек… он принимает правду о своем сердце».
Ты привязался или тебя привязали? За тебя отвечают или только ты в ответе за самого себя? Для чего любовь требует ответа? Не стоит ли за этим страх одиночества, неспособности защитить себя, оказаться неполноценным или еще что-либо? Так важно честно и искренне отвечать на эти вопросы самому себе.
…"Мы ответственны за тех, кого приручили." Но вот, ты разочаровался в другом. Ты понял, что не должен был его приручать, но он приручился. И он требует от тебя того, чего твое сердце просто не может дать. Куда бежать и от кого, от него или от себя?...
27.12.07 г.