ОТУЧЕНИЕ:
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЕ,
ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

        Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше бы они не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всю ночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасывает грязные вещи. От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки с требованием телефонных звонков. Все это - нежелательные виды поведения.

        Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения:
        Метод 1. "Убить зверя".
      Метод 2. Наказание. (Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы.)
        Метод 3. Отрицательное подкрепление.
       Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.
        Метод 5. Выработка несовместимого поведения. (Этот метод имеет особую значимость для спортсменов и владельцев домашних животных.)
        Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу.
     Метод 7. "Формирование отсутствия": подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения. (Вежливый способ превратить неприятных родственников в приятных.)
        Метод 8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ).

        МЕТОД 1. "УБИТЬ ЗВЕРЯ"

        Это действует безотказно. С данным субъектом у вас наверняка больше не возникнет этой поведенческой проблемы.
        Метод 1 является высшей мерой наказания. Каковы бы ни были моральные или другие подтексты (аспекты) высшей меры наказания, но если казнить убийцу, он больше не совершит преступления.
        Методом 1 избавляются от поведения, временно или навсегда избавляясь от того, кто его совершает. Увольнение служащего, развод с супругом, переселение в другую комнату от неряшливого соседа - все это метод 1. Существует много простых и широко распространенных модификаций метода 1: отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается в разговор взрослых; привязать собаку, чтобы она не гонялась за машинами; посадить того или иного человека в тюрьму на различный срок.
        Самое важное, что нужно усвоить относительно метода 1., это то, что он ничему не учит субъекта. Пока субъект находится в изоляции, никакого переучивания в отношении данного поведения не происходит; нельзя изменить поведение, которое не осуществляется. Ребенок, запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь и научится (вероятно, обижаться и бояться вас), но при этом он не учится тому, как вступить в вежливый разговор. Отпустите собаку с привязи, и она тут же снова начнет гоняться за машинами.

        Примеры применения метода 1 "Убить зверя"

        1. Поведение:
        Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.
        Метод воздействия:
        Сменить соседа.
        2. Поведение:
        Собака на дворе лает всю ночь.
        Метод воздействия:
        Убрать собаку (застрелить, продать и т.п.)
        3. Поведение:
        Дети слишком шумят в машине.
        Метод воздействия:
        Пусть идут домой пешком. Пусть едут на автобусе. Поручить возить их кому-нибудь другому.
        4. Поведение:
        Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.
        Метод воздействия:
        Развестись.
        5. Поведение:
        Неправильный удар при игре в теннис.
        Метод воздействия:
        Прекратить играть в теннис.
        6. Поведение:
        Бастующий или ленивый служащий.
        Метод воздействия:
        Уволить его.
        7. Поведение:
        Кошка влезает на кухонный стол.
        Метод воздействия:
        Выставьте кошку за дверь, или избавьтесь от нее.
        8. Поведение:
        Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.
        Метод воздействия:
        Выйдите из автобуса и садитесь на следующий.
        9. Поведение:
        Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
        Метод воздействия:
        Скажите "нет" и настаивайте на этом.

        МЕТОД 2. НАКАЗАНИЕ

        Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное, мы прежде всего думаем о наказании. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, урезываем зарплату, налагаем штраф на компанию и т.д. Но наказание - довольно грубый способ изменения доведения. Фактически в большинстве случаев наказание не помогает вовсе.
        Прежде чем рассмотреть, что можно и чего нельзя достичь наказанием, отметим, что происходит, когда оно применено и не возымело действия. Допустим, мы наказали ребенка, собаку или служащего за какое-либо поведение, а это поведение возникает снова. Разве мы говорим "Хм, наказание не подействовало, не попробовать ли что-нибудь другое?" Нет. Мы усиливаем наказание. Если выговор не помогает, пробуем шлепок. Если ваш ребенок принес дневник с плохими отметками, у него отбирается велосипед. Ваши служащие не проявляют должной расторопности. Пригрозите им. Не помогает? Урежьте их зарплату. По-прежнему никакого результата? Прекратите выплату жалования, оштрафуйте, отдайте под суд! Самое страшное в усилении наказания то, что этому поистине нет предела.
        Одна из причин, почему наказание обычно не действует, заключается в том, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением; оно возникает после, а иногда, как в случае, судебного законодательства, много позже. Поэтому у субъекта может не образоваться связь между наказанием и своими прежними действиями.
        Даже если субъекты понимают, за что их наказали, они не могут в настоящее время уменьшить себе наказание только потому, что не могут изменить своих действий в прошлом. Сейчас вы ничего не можете сделать с плохими оценками в дневнике, которые уже получили, поэтому ребенку, которого родители наказывают, ничего не остается, как получить наказание.
        При методе 2, так же как при методе 1, субъект не учится тому, как изменить поведение. Наказание не научит ребенка, как получить более высокие оценки. Кроме того, влияние повторяющегося или жестокого наказания имеет некоторые очень неблаговидные стороны: страх, ярость, чувство обиды, даже ненависть в наказываемом, а иногда и в наказывающем тоже.
        Одна из причин, почему мы считаем наказание действенным, это та, что иногда поведение, приведшее к наказанию, прекращается - если субъект понял, какое из действий наказуемо, если мотивация данного действия невелика, если боязнь будущего наказания велика, и наконец, самое главное, если субъект может контролировать поведение. Ребенка, которого как следует отругали, когда он впервые раскрасил цветным карандашом стену, можно вполне успешно отучить портить дом. Человек, который смошенничал с подоходным налогом и был за это оштрафован, может и не попытаться сделать это снова.
        Наказание может успешно прекратить какое-либо поведение при его зарождении, если оно замечено рано и не превратилось в укоренившуюся привычку, и если наказание само по себе является для субъекта новостью, неожиданностью, к которой человек или животное не потеряли чувствительности.

        Примеры применения метода 2 – Наказание

        1. Поведение:
        Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.
        Метод воздействия:
        Кричите и бранитесь. Пригрозите отобрать и выбросить вон его одежду или же сделайте это.
        2. Поведение:
        Собака на дворе лает всю ночь.
        Метод воздействия:
        Выйдите, ударьте ее или облейте водой из шланга, когда она лает. (Не исключено, что собака будет так рада видеть вас, что забудет о наказании.)
        3. Поведение:
        Дети слишком шумят в машине.
        Метод воздействия:
        Прикрикните на них. Пригрозите. Повернитесь и дайте затрещину.
        4. Поведение:
        Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.
        Метод воздействия:
        Станьте на путь борьбы. Сожгите обед. Сердитесь, ругайтесь, плачьте.
        5. Поведение:
        Неправильный удар при игре в теннис.
        Метод воздействия:
        Проклинайте все на свете, выходите из себя, корите себя за каждый неверный удар.
        6. Поведение:
        Бастующий или ленивый служащий.
        Метод воздействия:
        Ругайте, распекайте, главным образом перед всеми остальными. Пригрозите снизить зарплату, или же сделайте это.
        7. Поведение:
        Кошка влезает на кухонный стол.
        Метод воздействия:
        Отлупите и/или выгоните из кухни.
        8. Поведение:
        Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.
        Метод воздействия:
        Запомните его номер, напишите жалобу в автобусную компанию, добивайтесь, чтобы его перевели на другую работу, чтоб он получил выговор или чтобы его уволили.
        9. Поведение:
        Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
        Метод воздействия:
        Разрешите этому взрослому ребенку жить у вас, но сделайте его или ее жизнь совершенно невыносимой.

        МЕТОД 3. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

        Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Когда на поле с электрическим ограждением корова касается ограды носом, то получает удар электрического тока, но как только она отпрянет назад, действие тока прекращается. Они научается избегать ударов тока с помощью того, что не подходит к ограде. Избегание загородки было подкреплено, но подкрепление было не положительным, а отрицательным.
        Стимул становится отрицательным подкреплением только в том случае, если он воспринимается субъектом как неприятный и если изменение поведения направлено на уменьшение неприятных ощущений.
      Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление, подобно положительному, происходит во время поведения, а не после него, и может быть "включено" изменением поведения.
        По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные брови, неодобрительное замечание. Слишком частое применение отрицательного подкрепления, не скомпенсированное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт личности, не обязательно страха и ярости, создаваемых наказанием, но робости, неуверенности в себе, тревожности.
        Сочетание положительного и отрицательного подкреплений гораздо более эффективно.
        Единственный случай, когда отрицательное подкрепление предпочтительнее любого позитивного подхода, это когда мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения. Если вы совершенно уверены в том, что субъект знает, что должно быть сделано, а делает вместо этого что-либо другое, чтоб, скажем, просто посмотреть, что из этого выйдет, тогда знак вашего неодобрения - нахмуренный лоб, замечание, натяжение поводка или вожжи, прекращение занятий, выговор - должны последовать незамедлительно и быть четкими.
        Отрицательное подкрепление может быть эффективным в ряде ситуаций.

        Примеры метода 3 - Отрицательное подкрепление

        1. Поведение:
        Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.
        Метод воздействия:
        Выключите ТV или задержите обед до тех пор, пока вещи не будут собраны. (Прекратите отрицательное подкрепление, когда согласие достигнуто; подкрепляйте на первых порах даже вялые усилия.)
        2. Поведение:
        Собака на дворе лает всю ночь.
        Метод воздействия:
        Направить на собачью будку сильный пучок света. Выключите свет как только собака перестанет лаять.
        3. Поведение:
        Дети слишком шумят в машине.
        Метод воздействия:
        Когда уровень шума достиг болевого порога, тормозите и останавливайте машину, читайте книгу. Не обращайте внимания на протесты по поводу остановки, это тоже шум. Трогайтесь, когда восстановится тишина.
        4. Поведение:
        Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.
        Метод воздействия:
        Повернитесь и выйдите из комнаты как только тон его или ее голоса будет вам неприятен. Возвратитесь и проявите внимание тотчас же как только голос смолк или стал нормальным.
        5. Поведение:
        Неправильный удар при игре в теннис.
        Метод воздействия:
        Пусть тренер или кто-нибудь из зрителей фиксирует каждый плохой удар словами "ай-ай-ай" или "нет" каждый раз как вы его сделали.
        6. Поведение:
        Бастующий или ленивый служащий.
        Метод воздействия:
        Усильте контроль и делайте выговор всякий раз как уровень работы снижается.
        7. Поведение:
        Кошка влезает на кухонный стол.
        Метод воздействия:
        Воспользуйтесь пистолетом, стреляющим водой, или просто примите угрожающую позу, сочетая это со зловещим "нельзя". Это слово является условным отрицательным подкреплением. Кошка не будет влезать на стол, правда только в вашем присутствии.
        8. Поведение:
        Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.
        Метод воздействия:
        Протестуйте. Играйте на любом обстоятельстве, которое позволяет вам требовать учтивости, таких, как пожилой возраст, юность, неопытность.
        9. Поведение:
        Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
        Метод воздействия:
        Пусть он возвращается, но берите с него как с постороннего плату за жилье, питание, дополнительные услуги, в том числе за стирку белья и сидение с ребенком, чтоб он уехал по финансовым соображениям.

        МЕТОД 4. УГАШЕНИЕ

        Если вы обучили крысу нажимать на рычаг для получения пищевого подкрепления, а затем отключили аппарат подачи пищи, крыса сначала очень часто нажимает на рычаг, затем все реже и реже, пока, наконец, не прекратит это совсем, Поведение "угасло".
        Термин "угашение" идет из психологических лабораторий. Он предполагает исчезновение поведения, которое пропадает само собой вследствие отсутствия подкрепления, подобно сгорающей свечке.
        Поведение, которое не приводит ни к каким результатам - ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, - скорее всего затухнет. Но не всегда это означает, что вы можете игнорировать поведение и оно исчезнет.
        В человеческих взаимоотношениях угасание больше всего применимо к речевому поведению - хныканью, ворчанию, надоеданию с просьбами, угрозам. Если эти типы поведения не приведет ни к какому результату, не выводят вас из себя, они угасают.
        Метод 4 бесполезен для искоренения хорошо отработанного, самоподкрепляемого поведения. Тем не менее он хорош для борьбы с нытьем, дурным настроением, поддразниванием.

        Примеры метода 4 - Угашение

        1. Поведение:
        Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.
        Метод воздействия:
        Подождите, пока он повзрослеет.
        2. Поведение:
        Собака на дворе лает всю ночь.
        Метод воздействия:
        Этот тип поведения самоподкрепляется и редко угасает сам по себе.
        3. Поведение:
        Дети слишком шумят в машине.
        Метод воздействия:
        Определенный уровень шума естествен и безвреден; пусть он будет, они от этого устанут.
        4. Поведение:
        Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.
        Метод воздействия:
        Следите, чтобы его грубости не давали никаких результатов: ни хороших, ни плохих.
        5. Поведение:
        Неправильный удар при игре в теннис.
        Метод воздействия:
        Работайте над другими ударами, движениями ног и т.д., старайтесь сделать так, чтобы специфическая ошибка сошла на нет из-за того, что на ней перестают концентрировать внимание.
        6. Поведение:
        Бастующий или ленивый служащий.
        Метод воздействия:
        Если неправильная форма поведения является способом привлечения внимания перестаньте обращать внимание. Забастовка, однако, может быть самоподкрепляемой.
        7. Поведение:
        Кошка влезает на кухонный стол.
        Метод воздействия:
        Пренебрегите этим поведением. Оно не исчезнет, но вы можете преуспеть в угашении собственного неприятия кошачьей шерсти в еде.
        8. Поведение:
        Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.
        Метод воздействия:
        Не обращайте внимания на водителя, оплатите проезд и забудьте инцидент.
        9. Поведение:
        Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
        Метод воздействия:
        Рассматривайте это как временную меру и уповайте на то, что взрослый ребенок уедет от вас как только его финансовое положение улучшится или кризис минует.

        МЕТОД 5. ВЫРАБОТКА НЕСОВМЕСТИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

        Позитивный метод, позволяющие избавиться от нежелательного поведения - обучение субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.
        Например, некоторые не любят, когда собаки побираются у стола. Решением этого вопроса методом 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но существует также возможность управлять попрошайничеством выработкой несовместимого поведения – например обучить собаку лежать на пороге столовой пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение контролировалось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду "Иди, ляг!", укладываясь в любом месте. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угасает.
        Выработка несовместимого поведения является хорошим способом преодоления неправильных ударов в теннисе, а также любых других двигательных навыков, выработавшихся неверным образом. Мышцы "обучаются" медленно, но прочно; если что-либо вошло в ваш двигательный стереотип, это трудно переделать. Единственный способ преодолеть это -выработать несовместимое поведение. Если взять в качестве примера неверный удар в теннисе -то прежде всего надо разложить в уме движение на составные части - поза, положение, движение ног, начало движения, его продолжение, окончание - и очень медленно воспроизвести каждый элемент движения или повторить какой-либо один элемент. Поработайте над совершенно другим ударом, серией новых движений. Когда мышцы начнут осваивать новую комбинацию, можно соединить движение и убыстрить темп. Когда вы начнете использовать движение в игре, на полной скорости, то первое время вы не должны обращать внимание на то, куда летит посланный вами мяч; отрабатывайте только структуру движения. Теперь в вашем распоряжении должно быть два удара - старый, неправильный, и новый. Они несовместимы, вы не можете выполнить два удара одновременно. Но хотя вам никогда не удастся полностью освободиться от старого стереотипа, вы можете свести его к минимуму, заменяя новым. Когда этот двигательный навык станет прочным, вы снова можете сосредоточить свое внимание на том, куда летит мяч.
        Выработка несовместимого поведения очень полезна для исправления собственного поведения, особенно, когда дело касается эмоциональных состоянии, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества. Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность, даже бег. Вы не можете быть заняты ими и в то же время барахтаться в несчастье. У вас ужасное настроение? Испробуйте метод 5.
        Понимающие люди часто используют этот метод. Пение и игра в машине избавляют как родителей, так и детей от скуки. Развлечения, отвлечения, занятия приятными вещами являются хорошей альтернативой при многих напряженных жизненных ситуациях.

        Пример метода 5 - Выработка несовместимого поведения

        1. Поведение:
        Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.
        Метод воздействия:
        Купить корзину дня белья и поощрять соседа, когда он кладет белье в корзину. Стирайте белье вместе, сделайте так, что наполнение ящика станет поводом к общению. Забота о чистоте белья несовместима с пренебрежением к нему.
        2. Поведение:
        Собака на дворе лает всю ночь.
        Метод воздействия:
        Обучите ее ложиться по команде; собаки, подобно большинству из нас, редко лают лежа. Кричите команду через окно или установите в собачьей будке переговорное устройство. Вознаграждайте похвалой.
        3. Поведение:
        Дети слишком шумят в машине.
        Метод воздействия:
        Пойте песни, рассказывайте разные истории, играйте в игры. Это несовместимо с перебранкой и криками.
        4. Поведение:
        Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.
        Метод воздействия:
        Приурочьте к моменту его возвращения домой какую-нибудь приятную деятельность, несовместимую с брюзжанием, например игру с детьми, занятие любимым делом. Неплохо полчасика провести в уединении. Мужу необходимо переключение на домашнюю жизнь.
        5. Поведение:
        Неправильный удар при игре в теннис.
        Метод воздействия:
        Отработайте заменяющий его совершенно новый удар.
        6. Поведение:
        Бастующий или ленивый служащий.
        Метод воздействия:
        Поручите ему или ей работать быстрее или упорнее над каким-либо определенным заданием; наблюдайте и похвалите, когда работа завершена.
        7. Поведение:
        Кошка влезает на кухонный стол.
        Метод воздействия:
        Обучите кошку сидеть в кухне на стуле, используя ласку и пищевое подкрепление. Очень старательная или голодная кошка может так привязаться к стулу, что его можно далеко отставить от плиты, и кошка будет там, где вам это нужно, а не на столе.
        8. Поведение:
        Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.
        Метод воздействия:
        Ответьте на ворчание и ругань, приветливым взглядом, милой улыбкой и какой-либо расхожей вежливой фразой: "Доброе утро" или, если водитель действительно бранит вас: "Спасибо, все в порядке". Такой сбивающий с толку, несоответствующий ситуации ответ иногда восстанавливает вежливый тон.
        9. Поведение:
        Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
        Метод воздействия:
        Помогите ему или ей найти другое местожительство, даже если вам на первых порах придется платить за него.

        МЕТОД 6. СВЯЗАТЬ ПОВЕДЕНИЕ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ СИГНАЛОМ

        Это своего рода уловка. Он оказывает действие в ряде случаев, когда больше ничего не помогает.
        Аксиомой теории обучения является то, что организм обучается совершать действие в ответ на определенный ключевой стимул, и поведение начинает подчиняться стимулу только тогда, когда он есть - в его отсутствие поведение начинает угашаться. Эту естественную закономерность можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестав давать этот сигнал.
        Если вы отправляетесь в какое-либо удивительное место – скажем цирк, - дети могут шуметь, потому что они возбуждены, слишком возбуждены для того, чтобы к ним можно было применить метод 5, орать и петь песни. В этих радостных обстоятельствах вам не хочется применять и метод 3, отрицательное подкрепление, состоящее в том, чтобы свернуть на обочину и остановить машину. Вот когда пригодится метод 6: сделать так, чтоб поведение управлялось сигналом. "Так, каждый устраивает как можно больший шум, начали!" (Сами тоже поднимаете шум.) С полминуты это всех очень забавляет, затем это надоедает. Двух или трех повторений обычно бывает более чем достаточно, чтобы обеспечить необходимое спокойствие на всю оставшуюся дорогу. Можно сказать, что устраивать шум по команде доставляет удовольствие, а можно сказать, что поведение осуществляющееся по сигналу, имеет склонность к угасанию в его отсутствие.
        Дебора Скиннер, дочь психолога Б.Ф.Скиннера, поделилась блестящим применением метода 6 с целью отучать собак скулить под дверью. У нее была маленькая собачка, которая, когда ее выпускали гулять, начинала лаять и скулить под дверью, вместо того, чтобы идти и делать свои дела. Дебора сделала небольшой картонный диск, одна сторона которого была покрашена в белый, другая - в черный цвет, и повесила его на дверную ручку снаружи. Когда круг был повернут черной стороной, никакой лай не мог заставить людей, находившихся в доме, открыть дверь. Когда круг был повернут белой стороной, собаку сразу же впускали. Собака быстро обучилась не утруждать себя понапрасну, пытаясь войти обратно в дом при черном сигнале. Когда Дебора находила, что собачка пробыла на улице положенное время, она приоткрывала дверь, переворачивала сигнальный круг, а затем впускала собачку как только она попросится.

        Примеры метода 6 - Связать поведение с определенным сигналом

        1. Поведение:
        Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.
        Метод воздействия:
        Устройте соревнование по беспорядку. Посмотрите, какой кавардак вы вдвоем можете устроить за десять минут. (Эффективное средство, иногда неряшливый человек, увидев, как выглядит большой беспорядок, будет в дальнейшем распознавать и убирать более мелкие беспорядки - рубашку, пару носок – они могут по-прежнему действовать вам на нервы, но раньше ваш сосед их просто не замечал).
        2. Поведение:
        Собака на дворе лает всю ночь.
        Метод воздействия:
        Обучайте собаку лаять по команде "Голос!" и давайте за это пищевое подкрепление. В отсутствие команды никакого лая не будет.
        3. Поведение:
        Дети слишком шумят в машине.
        Метод воздействия:
        Сделайте так, чтобы шум поднимался по команде.
        4. Поведение:
        Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.
        Метод воздействия:
        Выберите время и дайте повод для брюзжания; скажем, в 17 часов сядьте и посидите десять минут. В течение этого времени поощряйте любые проявления недовольства проявлением внимания и заинтересованности. Игнорируйте все проявления недовольства до и после этого времени.
        5. Поведение:
        Неправильный удар при игре в теннис
        Метод воздействия:
        Если вы будете давать себе команду сделать неверный удар и научитесь совершать его с заранее поставленной целью, то может быть неверный удар исчезнет, когда вы не будете давать себе соответствующей команды. Не исключено.
        6. Поведение:
        Бастующий или ленивый служащий.
        Метод воздействия:
        Учредите время, когда можно валять дурака.
        7. Поведение:
        Кошка влезает на кухонный стол.
        Метод воздействия:
        Обучите кошку по сигналу вспрыгивать на стол, а также по сигналу спрыгивать с него (это производит впечатление на гостей). Затем вы можете выработать длительность времени, в течение которого она ожидает сигнала (естественно, это время должно длиться весь день).
        8. Поведение:
        Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.
        Метод воздействия:
        Связывать это поведение с каким-либо сигналом не рекомендуется.
        9. Поведение:
        Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
        Метод воздействия:
        Когда выросшие дети навсегда оставят дом, приглашайте их в гости, дайте понять, что они могут приходить только по вашему приглашению. Затем отмените приглашения.

        МЕТОД 7. ВЫРАБОТКА ОТСУТСТВИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

        Этот прием очень полезен в тех случаях, когда вам не надо получить от субъекта какую-то определенную деятельность, и вы просто хотите, чтоб он прекратил имеющийся тип поведения.
        Например, наполненные брюзжанием и упреками телефонные звонки родственников, которых вы любите и не хотите причинить вред, применив метод 1, положив телефонную трубку, или методы 2 или 3, браня или высмеивая.
        Зоопсихолог Гарри Фрэнк, который приручал волчат, беря их в дом на дневное время, решил подкреплять лаской и вниманием любую деятельность, кроме разрушительной. Оказалось, что единственным времяпрепровождением в человеческом жилище, при котором не грызлись кушетки, телефонные провода, ковры и прочее, было лежание на кровати; и должным порядком мирно текли вечера, когда Гарри, его жена и трое значительно подросших молодых волков возлежали на семейной кровати и смотрели десятичасовую передачу новостей. Это метод 7.
        Цель метода 7. Что в действительности подкрепляется? Все, кроме того, что вам нежелательно.
        Этот метод требует некоторых умственных усилий в течение определенного периода времени, но зачастую является лучшим способом изменить прочно укоренившееся поведение.

        Примеры метода 7 - Выработка отсутствия нежелательного поведения

        1. Поведение:
        Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.
        Метод воздействия:
        Купите пива или пригласите гостей другого пола как только в комнате все убрано или сосед устроил стирку.
        2. Поведение:
        Собака на дворе лает всю ночь.
        Метод воздействия:
        Выйдите на улицу несколько раз за ночь и дайте ей подкрепление, когда она молчит десять, двадцать минут, час и т.д.
        3. Поведение:
        Дети слишком шумят в машине.
        Метод воздействия:
        Дождитесь момента, когда будет тихо, и скажите: "Вы сегодня так тихо себя ведете, что я намерена зайти с вами к Макдональду" (произнесите это, когда вы будете находиться неподалеку от закусочной, чтобы исполнить ваше обещание тут же, прежде чем снова поднимется шум!)
        4. Поведение:
        Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.
        Метод воздействия:
        Придумайте несколько приятных сюрпризов и удивите его ими как только его настроение будет хорошим.
        5. Поведение:
        Неправильный удар при игре в теннис.
        Метод воздействия:
        Не обращайте внимания на плохой удар и поощряйте себя за хорошие. (Это действительно поможет.)
        6. Поведение:
        Бастующий или ленивый служащий.
        Метод воздействия:
        Поощряйте каждый выход за обычный его уровень, когда работа выполнена на самом деле удовлетворительно. (Это не должно продолжаться всю жизнь, только до тех пор, пока не установится новый уровень.)
        7. Поведение:
        Кошка влезает на кухонный стол.
        Метод воздействия:
        Дать кошке лакомства, когда она не находится на столе, имеет смысл только тогда, когда в ваше отсутствие дверь на кухне закрыта, с тем чтобы пребывание на столе не могло стать самоподкрепляемым.
        8. Поведение:
        Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.
        Метод воздействия:
        Если вы ежедневно ездите на автобусе с этим водителем, то, любезно поздоровавшись с ним утром, когда он не пребывает в дурном настроении, можно за одну-две недели наладить отношения.
        9. Поведение:
        Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
        Метод воздействия:
        Поощряйте взрослых детей, когда они заводят собственный дом. Не подвергайте критике их ведение хозяйства, выбор квартиры, ее обстановку, выбор друзей, иначе они могут решить, что вы правы и жить в вашем доме лучше.

        МЕТОД 8. СМЕНА МОТИВАЦИИ

        Исчезновение мотивации какого-либо поведения зачастую является самым приятным и эффективным методом. Человек, у которого достаточно еды, не станет воровать краюшку хлеба.
        Некоторые типы поведения самоподкрепляемы - т.е. сам процесс является подкреплением. Примеры тому - жевание резинки, курение, сосание пальца. Лучшим способом избавиться от этих типов поведения у себя или кого-либо другого является смена мотивации. Курильщики отказываются от своей привычки, когда мотивы для курения начинают удовлетворяться другими способами или когда мотив для прекращения - скажем, опасение заболеть раком - перекрывает подкрепляющее действие самого курения. Сосание пальца прекращается тогда, когда уровень уверенности ребенка в самом себе возрастает настолько, что он не нуждается больше в самоподдержании комфортного состояния.
        Чтобы менять мотивацию, необходимо точно знать, что она собой представляет, а мы зачастую знаем это очень плохо. Мы очень склонны к поспешным выводам: "Она не выносит мой характер", "У шефа на меня зуб", "Из этого ребенка ничего хорошего не выйдет". Часто мы даже не осознаем наших собственных побудительных мотивов.

        Пример метода 5 - Выработка несовместимого поведения

        1. Поведение:
        Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи
        Метод воздействия:
        Наймите домработницу, которая наводила порядок и стирала белье, так чтобы ни вам, ни вашему соседу по комнате не надо было этим заниматься. Это может быть наилучшим решением, если вы со своим соседом по комнате являетесь мужем и женой и оба работаете. Иначе неряшливый человек может сделать аккуратного более небрежным.
        2. Поведение:
        Собака на дворе лает всю ночь.
        Метод воздействия:
        Лающей собаке одиноко, страшной скучно. Занимайтесь и уделяйте ей внимание днем, с тем чтобы собака устала и спала ночью, или возьмите еще одну собаку, чтобы они спали ночью вдвоем.
        3. Поведение:
        Дети слишком шумят в машине.
        Метод воздействия:
        Усиление шума и ссор часто является следствием голода и усталости. Запаситесь соком, фруктами, печеньем, подушками для приятного проведения времени по дороге из школы до дома. А при длительном путешествии рекомендуется через каждый час останавливаться на десять минут и побегать (это полезно и родителям.)
        4. Поведение:
        Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.
        Метод воздействия:
        Посодействуйте смене работы. Если причина кроется в голоде и усталости, встречайте его у порога крекерами с сыром и чашкой горячего бульона. Если дело в стрессе, один или два бокала вина могут быть решением проблемы.
        5. Поведение:
        Неправильный удар при игре в теннис.
        Метод воздействия:
        Перестаньте пытаться потрясти мир победами на теннисном корте. Играйте для собственного удовольствия.
        6. Поведение:
        Бастующий или ленивый служащий.
        Метод воздействия:
        Платите за сделанную работу, а не за часы, проведенные на работе. Оплата, ориентированная на конечный результат, иногда очень эффективна.
        7. Поведение:
        Кошка влезает на кухонный стол.
        Метод воздействия:
        Почему кошка влезает на стол? 1) ищет пищу, поэтому убирайте пищу со стола, 2) кошка любит валяться на высоком месте, откуда ей видно, что делается вокруг. Устройте полку или подставку, которая была бы выше поверхности стола, расположенную достаточно близко, чтобы вам было удобно ласкать кошку и чтобы обеспечивался хороший обзор кухни, и кошка скорее всего предпочтет это место.
        8. Поведение:
        Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.
        Метод воздействия:
        Не давайте поводов для проявления грубости: приготовьте заранее мелочь, знайте куда вы едете, не мешайте выходу, не задавайте бесконечных вопросов, с сочувствием относитесь к вынужденным остановкам и т.д.
        9. Поведение:
        Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.
        Метод воздействия:
        Взрослые люда, имеющие друзей, самоуважение, цель жизни, работу и крышу над головой, обычно не хотят жить с родителями. Помогите своим детям обрести первые три условия в тот период, когда они растут, и они, как правило, сами позаботятся о работе и крышей над головой. Тогда вы сможете остаться друзьями.