На главную

ПСИХОЛОГИЯ АРХЕТИПОВ
ИНЬ И ЯН

    Рассмотрим архетипы Инь и Ян в их психологических проявлениях, или, шире говоря, в их проявлениях в человеке.

    Философский взгляд на эти архетипы: Ян символизирует идею, которая хочет воплотиться, а Инь – реальность, в которой она будет воплощаться. Для того, чтобы понять, как эти архетипы преломляются в реальной жизни человека и в его психике, нужно провести очень большую работу. Вообще, для того, чтобы овладеть архетипами, нужно действительно долго и напряженно ими заниматься, – но зато при этом с вашей психикой начинает происходить что-то существенное.

    Поскольку Инь и Ян – высшие архетипы, это означает, что в каждой ситуации, что бы с человеком ни происходило, он всегда находится преимущественно в одном состоянии – или в иньском, или в янском. И мы, если хотим изучить этот архетип, должны научиться по каким-то признакам в каждый момент времени понимать, какой архетип у нас в данный момент активен, и, соответственно, видеть это в других.

    Что такое Ян? С психологической точки зрения, при общении это прямое внедрение в партнера своей мысли, своей идеи, принуждение его к какому-то действию. Подчеркиваю, прямое принуждение. А что такое Инь? Это, наоборот, ассимиляция. Это не то, что вы слушаете и пропускаете мимо ушей – вы слушаете и воспринимаете, вы ассимилируете чужое воздействие. Вы каким-то образом реагируете, но реагируете так, как озеро, в которое бросают камень – озеро его поглощает, но по нему идет волна. И вы должны эту волну каким-то образом проявить, только тогда у вас будет истинное проявление иньского архетипа, то есть восприятие, которое сопровождается ассимиляцией и принятием, интеграцией внутри себя того, что вы восприняли.

    Если Ян – это прямое воздействие, то Инь – это создание контекста, это косвенное воздействие, это подведение партнера к определенной мысли. Представьте себе, что у вас есть идея, которую вы хотите высказать, провести в жизнь. Вы можете это сделать в янской форме, а можете – в иньской. В иньской вы делаете это косвенно: приводите своего партнера в такое состояние, что он нужное вам действие инициирует сам. Если Ян – это прямое действие, то Инь – это вариации на тему, это блуждания где-то рядом. Если Ян – это преследование конкретной цели, то Инь – стремление к очень далекой цели, которая должна быть по возможности принципиально недостижима.

    Пример: у вас с партнером идет конфликт. Вы задаете ему вопрос: "Скажи мне, чего ты от меня хочешь?" Это типичное янское поведение. Вы воздействуете на партнера, вы задаете ему прямой вопрос, на который он должен ответить. Партнер может ответить: "Я хочу, чтобы ты сейчас же ушел из моей жизни!" Это вполне янское пожелание. Или он может сказать: "Хочу, чтобы ты развернулся и вышел из моего дома". Это будет еще более четкий ян, потому что цель обозначена конкретнее. А он может сказать так: "Я хочу, чтобы у нас были хорошие отношения." Или еще лучше: "Я хочу, чтобы между нами была любовь!" Это – иньские ответы. Фактически он создает ими контекст. Подобная фраза не предполагает никакого конкретного действия от собеседника, так как ею обозначается цель как бы недостижимая, или, по крайней мере, очень далекая. Ян – это стремление прямо изменить партнера: "Я хочу, чтобы ты переменил свое мнение на противоположное!" Это сообщение прямой информации, которая предполагает определенное отчетливое изменение, которое начнется сразу же. Я партнера опровергаю, я его поворачиваю, я его направляю в нужном мне (или ему, но с моей точки зрения) направлении. И это направление должно быть четко, конкретно обозначено – может быть, в мыслях, может быть, в жизни, это не так важно, как его определенность и отчетливость.

    Инь – это стремление помочь партнеру в том, что он делает, создать ему благоприятные условия, его поддержать (или, наоборот, неблагоприятные и притормозить): может быть, как-то подправить то, что он делает, может быть, чуть-чуть довернуть рулевое колесо, но не отключить сцепление и не нажать на тормоз.

    Для Ян характерны акцент на сути, на существе, лапидарность, то есть отсутствие подробностей и деталей и однозначность.

    Для Инь наоборот, типичен акцент на контексте, на среде, на том, как что-то делается, но не что делается. Например, если я охочусь за рыбой, то я не буду обращать внимание на то, какие волны перекатываются через меня – это типично для архетипа Ян. А человек в иньской модальности посмотрит и рядом, и вокруг, и у него не будет особой целеустремленности. Для Инь характерны вариации понимания, метафоры, в то время как для Ян свойственна однозначность понимания.

    Обратите внимание: метафора – это очень опасная вещь. Некоторые их ненавидят. Это слово с грузинским акцентом – из повести Фазиля Искандера "Созвездие Козлотура". Там один из героев занимался тем, что пытался скрестить козла и турицу. Однако у него это плохо получалось, и когда журналисты спросили его, почему, он ответил: "Ну никак нэ получаэтся. Он ее нэнавидит!" Так вот, есть люди, которые метафоры нэнавидят. Это люди с сильным янским архетипом. Такому человеку нужно сказать прямо, тогда он сделает. Это он понимает. А если ходить вокруг да около, символы да экивоки… Почему не сказать прямо? Ему непонятно, зачем она вообще нужна, это метафора. А вот восточные иероглифические языки (японский, китайский), где каждое слово, понятие, иероглиф имеют много смыслов, как-то связанных друг с другом, и в разных ситуациях может звучать совсем по-разному – вот это Инь. Восточная культура вообще в очень большой степени иньская.

    Ян – это дедуктивный подход, то, что называется логика, когда из общего неумолимо следует частное.

    Инь – это индуктивный подход. Это уже не логика, это обобщение, когда из некоторого частного обстоятельства человек выводит общую закономерность. Иньская логика в низшей октаве – это логика невроза. Один раз меня обидели, один раз обманули, и теперь я, как правило, склонен людям не доверять. Вот это – иньская логика.

    Ян – прямое обращение, обращение по имени. Если человек произносит имя, то обращение, как правило, прямое, "Здравствуй, Вася!" – это Ян. А когда женщина говорит: "Добрый день, любимый!" – то это иньское обращение, это создание контекста.

    Или, например, к вам подходит ребенок, и вы хотите с ним завести какие-то отношения, выстроить контакт. Что вы скажете? Если вы употребите янское обращение, не исключено, что он сразу замкнется, и тогда надо использовать инь, создавать среду. Как это делается? Например, вы будете говорить: "А кто это тут маленький такой вокруг меня ходит? А что это, интересно, у меня на столе лежит? Яблоко или апельсинчик? А как будет вкуснее, если его разрезать, или есть целиком?" Тут это самое дитя некоторую заинтересованность, скорее всего, выразит. Оно подойдет и скажет: "Целиком!" И по сути это будет янская реакция, но по форме иньская, потому что это намек. Дитя не скажет вам: "Дай мне это яблоко целиком", – это был бы чересчур откровенный Ян. А просто "целиком" – это невыраженный запрос, это намек, хотя и довольно прозрачный. Иньской модальности вообще свойственно избегание имен, косвенное обращение: по качеству, по признаку.

    Есть люди, к которым вы, как правило, обращаетесь прямо по имени, да еще и при этом смотрите им прямо в глаза. Это люди, от которых вы что-то хотите – сознательно или подсознательно. А есть люди, с которыми вы, как правило, разговариваете, не называя их по имени, обращаетесь к ним косвенным образом или вообще не обращаетесь. Это люди, от которых вы, скорее всего (сознательно или подсознательно), ждете (но не требуете!) чего-то – например, их прямого участия в вашей жизни. Вам хочется, чтобы они напрямую, в янской манере, что-то для вас сделали.

    Подумайте в отношении ваших знакомых. Какое обращение – прямое или косвенное – им приятнее, на какое обращение они более положительно реагируют? Нет людей, которым это было бы безразлично. Все люди делятся на две категории: первая категория свое имя обожает, для них это самое лучшее, самое желанное слово на свете, а вторая категория свое имя ненавидит или недолюбливает, и не любит, когда ее называют по имени. И очень мало есть людей, которые к употреблению своего имени безразличны, которые могут приспособиться и так, и так – это признак хорошей проработки архетипов Инь и Ян.

    Большая работа необходима для того, чтобы научиться свободно владеть архетипами, то есть в любой ситуации уметь сменить модальность Инь на Ян и обратно. В принципе, это всегда возможно, но на практике это может оказаться весьма непростой задачей – особенно в тех сферах, где вы чувствуете себя неуверенно, и, наоборот, в областях, которыми вы профессионально владеете. Для смены модальности всегда нужно изменить состояние психики, сдвинуть точку сборки, а это легче сказать, нежели сделать.

    Итак, Инь – это создание контекста, растворение в нем сути, жизнь в контексте; Инь – это вообще жизнь, бытие. А Ян – это действие. Ян игнорирует контекст, он его не умеет и не желает учитывать, он имеет цель и к ней стремится, а остальное его волнует слабо.

    Янская речь, как правило, короткая, эллиптичная, то есть в ней пропускаются (как бы как несущественные) многие слова. Типичный образец реплики в янской модальности это команда, приказ. Любая команда, а тем более военная – типично янский оборот. И, что очень важно, в янской речи, как правило, акцентированы отдельные (наиболее важные для человека) слова – чаще всего это имена и глаголы. При янском обращении к партнеру человек произносит его имя так, словно этим именем его протыкает.

    Если Ян – это действие, то Инь – это состояние.

    Можно ли задать вопрос, находясь в иньской модальности? Иньская позиция отличается тем, что вопрос задается неизвестно кому, или вообще не задается. Вообще, что такое иньское поведение? Это то, на которое по прямой логике можно не реагировать вообще, или сказать что-то, лишь косвенно связанное со словами партнера, хотя не по логическим, а по человеческим законам это будет воспринято как невежливость или даже грубость. Например, на заявление: "Как бы мне хотелось узнать, любит ли меня один человек или нет?" – логически вполне можно не ответить вовсе или сказать: "Многие знания – многие печали!" – но вряд ли этот ответ устроит вашего партнера, заинтересованного в ваших чувствах.

    Или, например, типично иньская фраза: "Ах, как мне плохо!". За ней обычно стоит желание, чтобы партнер принял какое-то участие в вашей жизни. Однако на эту фразу может последовать некомплементарный (хотя и синтонный) иньский же ответ: "Если бы ты знала, как плохо мне!"

    Типичный пример – перебивание. Прямо перебивать партнера может лишь человек, находящийся в янской роли. А тот, кто находится в иньской роли, никогда, ни при каких обстоятельствах, прямо перебивать не может. Находясь под иньским архетипом, вы можете вести себя некомплементарным образом: человек вам что-то говорит, в вас что-то внедряет, а вы рассеянно смотрите в сторону, или начинаете что-то посторонее делать, как бы показываете, что вы его не воспринимаете. Отсутствие восприятия и адекватной реакции – это иньская грубость, иногда даже иньское хамство. Что такое янское хамство, всем хорошо известно, это, например, прямое оскорбление, но есть иньское хамство, и оно в психологическом отношении нисколько не лучше.

    Иньская речь длинна, часто цветиста, ходит вокруг да около, изобилует разнообразными эпитетами, сравнениями, метафорами; она как бы сливается в единый поток, так что создается впечатление, что человек в ней живет. Лекции, читаемые в чисто иньской манере, слушать зачастую очень неприятно.

    Физическое тело Что характерно для архетипа Ян? Очень важна шея. Когда мы говорим о телесном поведении и влиянии архетипов, то нужно понимать, что у человека есть контур (облик) в целом, у которого важнейшая часть – голова, как она повернута, как двигается, – а ее движения обеспечиваются шеей. У шеи бывают наклоны направо и налево, а также вперед и назад. А кроме того, еще и сама голова может двигаться на шее, например, так: одно ухо вверх, другое вниз, или так: подбородок опускается вниз, а затылок идет вверх, но шея при этом неподвижна.

    Когда человек выступает в янской манере, его тело, как правило, наклонено вперед, поза закрытая, жесты прямые и в сторону собеседника, взгляд чаще всего прямой и в сторону собеседника, голова выдвигается вперед, наклоняется вниз.

    Все остальные взгляды – иньские. Когда взгляд идет в сторону, когда голова повернута в сторону, а взгляд идет искоса или направлен вверх, то это иньское поведение.

    Для янской модальности характерно положение глаз выше глаз партнера, для иньской – ниже или на том же уровне.

    Янские жесты прямые, взгляд пронзающий, твердый, принуждающий, прямой – но это не означает, что он обязательно жесткий или грубый: это может быть твердый, но, тем не менее, вполне культурный взгляд.

    Для Инь характерно расслабленное тело, наклоненное несколько назад, руки часто сзади, раскрытая поза, колени несколько (или сильно) разведены в стороны (для Ян характерны колени, сведенные вместе). Иньские жесты округлые, поза раскрытая, глаза смотрят в основном в сторону от партнера, и лишь время от времени на секунду обращаются на него – чтобы дать ему понять, что вы его воспринимаете.

    Преимущественное иньское состояние идет под девизом: "Я живу, а ты – какая-то часть моей жизни, и я тебя воспринимаю". Характерная иньская манера это уклончивые ответы или перевод разговора на другую тему.

    Приходит, например, мама к дочке, и говорит: "Дочь! Тебе пора садиться за уроки." Дочка может ответить так: "Ах! Мамочка! Если бы ты знала, как я тебя люблю!" Ответ по логике совершенно некомплементарный, не на тему, то есть совершенно иньский. Однако от него вполне янское намерение мамы заставить дочь заниматься уроками глохнет и теряет свою силу, то есть от ее напора в лучшем случае останется десять процентов, особенно если дочкина фраза прозвучала достаточно эмоционально. А если девочка к такому иньскому поведению не склонна, и в ответ на подобные мамины заявки, она, как правило, в янском стиле отругивается, то маму может хватить самый натуральный шок, она впадет в транс и спросит: "Ты что, заболела?" Такова сила иньской модальности.

    Иньский взгляд мягкий, обволакивающий, зовущий, втягивающий. Для Инь характерно затягивание времени, занудство, формирование контекста может быть долгим, вялым и неконструктивным. Но оно может быть и чрезвычайно жестким. Например, подходит к вам человек и говорит что-то неприятное. Вы ему коротко и ясно отвечаете: "Ненавижу!" Это иньский ответ: вы описали свое состояние. Даже если вы скажете такую фразу: "Если бы ты знал, как я тебя ненавижу!" – это по человеческой логике прямая агрессия, но формулировка сама по себе иньская. Вы говорите что-то о себе, и ничего прямо от партнера не хотите и не предполагаете никакой его реакции.

    Мы на такие вещи, как правило, не обращаем внимания. Но эти модальности играют в человеческих взаимоотношениях громадную роль. Когда человек в иньской модальности говорит что-то нехорошее, он обычно говорит о себе, о своем настроении; он формирует контекст. Однако вы ведь можете проигнорировать этот контекст и отреагировать по прямому смыслу его слов. Когда человек формирует контекст, это к вам прямого отношения не имеет, он манипулирует вами косвенно, пытается вас к чему-то подвести. А вы можете к этому не подводиться. Если вы загипнотизированы его иньской модальностью, то вы на этот контекст реагируете так, как будто он давал вам прямые указания, и броситесь их исполнять – но фактически по собственной инициативе и на свой страх и риск. Пример. Мать, обращаясь к дочери, говорит: "Было бы неплохо, если бы ты сходила в магазин!" Дочь по прямой логике может ответить: "Я с тобой согласна", или: "В этом нет никаких сомнений!" Тогда мать должна будет сменить модальность, но вполне вероятно, что в янской модальности она может чувствовать себя крайне неуверенной.

    В чем смысл практического освоения модальностей? Если вы осознаете модальность партнера и реагируете, не подчиняясь ее магии, то ваш партнер бывает вынужден сменить модальность, и таким образом вы можете найти устраивающий вас стиль общения. Если у человека есть большие сложности со сменой модальностей, то это верный знак того, что у него есть невроз или иная психологическая проблема. И если вы будете настойчиво побуждать и вынуждать его использовать нелюбимые им модальности, эта проблема активизируется, проявится в его поведении и в какой-то степени выйдет в его сознание. Кроме того, во всех конфликтных ситуациях, как правило, можно очень быстро распознать жесткую фиксацию партнеров на тех модальностях, которые они используют А если удастся уговорить или заставить человека изменить используемые им модальности, то он меняется целиком, полностью. И у вас, например, возникает ясное ощущение, что, когда ваш знакомый находится в иньской модальности – это один человек, а когда в янской – это совершенно другой человек, и все у него другое.

    К глубоким тайнам человеческой психики относятся такие черты характера, как обаяние и легкость в общении. Одни люди легки в общении, другие тяжелы, причем это не зависит от их активности или пассивности. Есть легкие в общении люди, которые весьма молчаливы, и есть непереносимые в общении люди, которые тоже молчаливы – но как-то по-другому. Есть легкие в общении люди, которые все время что-то говорят, но они как-то хорошо это говорят, неназойливо, и с ними легко, потому что можно ничего не делать. Такой человек своим говорком создает положительный контекст, а когда совсем уже надо бы помолчать, он почему-то вдруг на короткое время умолкает. И некоторые это умеют, а некоторые не умеют. Магия общения в очень большой степени связана с учетом – интуитивным, подсознательным (а в нашем случае уже и сознательным) – того, какие архетипы включены у партнера, и умения человека под них подстроиться.

    Как вести себя, чтобы партнер забывал обо всем на свете? Есть люди, которые это умеют, и довольно хорошо. Вы входите с ними в контакт – и забываете, как течет время. Этот человек создает ситуацию, которая вас поглощает, и видно, что он как-то умеет это делать.

    Как это делается? С помощью модальностей, как показывает опыт, регулирование общения происходит гораздо лучше и гораздо точнее, чем при прямом императивном управлении. При этом значительно уменьшается количество откровенных ошибок, и они становятся не такими грубыми. Многие ошибки и некомплементарности в общении связаны с тем, что человек какие-то модальности вообще не признает, не использует их в своем внешнем выражении и не воспринимает их извне. Однако в психике всегда соблюдается баланс модальностей, например, если снаружи у нас ян, то внутри – инь, и с остальными модальностями обстоит похожим образом.

    Как сделать так, чтобы ваш партнер лучше чувствовал ваше и собственное бытие? Есть люди, которые не умеют чувствовать экзистенцию, то есть собственное бытие, они живут всегда в действии, в какой-то внешней ситуации, но чувства, что они живут сами в себе, что-то проживают, у них вообще нет. Это всегда признак невроза и плохой общей энергетики человека: так, в общем, жить нехорошо. Но человек по каким-то причинам боится почувствовать в себе что-то, и подсознательно запрещает себе бытие как таковое. Как сделать так, чтобы он себе его разрешил? Для этого можно, например, отвести ему глаза, чтобы он думал о чем-то постороннем, а сам в это время просто жил. И в этом смысле могут быть очень полезны техники переключения модальностей.

    Вторая распространенная проблема заключается в том, чтобы человек лучше почувствовал ваше собственное бытие. Как сделать это адекватно, чтобы партнер действительно воспринял то, что в нас происходит? Это зависит не только от его внимания, но еще и от наших способностей использовать нужные модальности в своем самовыражении.

    Как уметь вовремя увидеть дефект общения? Большая часть проблем самых разных людей заключается в том, что они слишком поздно реагируют: они, в лучшем случае, крепки задним умом, а иногда даже им не крепки. Когда идет интенсивное, вовлеченное взаимодействие, и человек находится глубоко в его переживании, информация о том, что что-то происходит не так и надо быстро прекратить происходящее и его исправить, чаще всего поступает в виде искажений модальностей. Человек не понимает, что происходит нехорошо, но он чувствует, что что-то не так. И это вот что-то чаще всего есть рассогласование модальностей. Например, я молчу, и он молчит, и нам обоим при этом некомфортно. Бывает так, что мы оба в иньской позиции, оба молчим и обоим хорошо, а тут почему-то обоим плохо. Значит, надо что-то делать. Если люди не замечают осложнения иньской ситуации и недостаток в ней янского начала и продолжают взаимодействовать, не меняя архетипа (в данном случае – никто не берет на себя инициативы), то ситуация становится все хуже и хуже, и с каждой минутой выправить ее все сложнее. Однако иногда достаточно просто обозначить альтернативную модальность, например, спросить: "У тебя все в порядке?" – и ситуация мгновенно налаживается. Но для этого надо почувствовать момент.

    Следующая важная тема, обязательная для человека, осваивающего модальности, это искусство их замены одной на другую, искусство тонкого (а иногда и грубого) переключения темы, стиля, ракурса общения и самовыражения. Подавляющему большинству людей просто не приходит в голову, что в ответ на янскую модальность можно использовать иньскую, например, если от тебя чего-то грубо требуют, можно очень вежливо ответить: "Ты знаешь, мне нужно подумать". Только это надо сказать очень серьезно и очень спокойно.

    В чем сила такого рода ответов? Они сбивают вашего партнера с привычного стереотипа ожидаемой модальности ответа. И когда происходит такого рода сбивание, то жесткая программа подсознания, которая ведет человека в этой ситуации, не имеют варианта продолжения, и впадают в растерянность. И вся жесткая энергетика, которая стоит над человеком, разлетается в пыль.

    Если у вас в голове есть картина мира (и человека) с философской подоплекой, если вы знаете, какие бывают архетипы и модальности, то у вас есть очень большой запас прочности, так что когда человек подходит к вам и в какой-то совершенно неуместной форме и модальности задает вам неприятный для вас вопрос, вы можете ему дать ответ в любой модальности из имеющегося у вас спектра. При этом вы наверняка найдете способ сбить его со стереотипа поведения, и он будет вынужден вести себя творческим образом, что не только само по себе хорошо, но и зачастую решает проблему априорной заданности взаимодействий.